Путеводитель » Статьи о Японии » Токио » Район Уэно в Токио
Район Уэно в Токио

Большинство японцев посещают район Уэно из-за его парка (Уэно коэн), одного из самых больших в Токио. В нем находится знаменитый Токийский национальный музей, здесь же и руины многочисленных храмовых комплексов, когда-то располагавшихся на вершине холма. А торопящиеся на работу токийцы вряд ли обратят внимание на памятник возле станци Уэно, на котором выгравированы слова песни :"С ностальгией смотрю на поезд, от которого так веет родными местами". Эту когда-то очень популярную в Японии песню "Вот и станция Уэно", передающую чувства людей, приезжавших в Токио устраиваться на работу, уже давно не поют в караоке. В деревенской семье старший сын наследовал хозяйство, а остальные дети сразу после окончания школы отправлялись в крупные города для работы на заводах. Специальный ночной поезд для едущих на заработки в Токио был запущен из Аомори в Уэно 5 апреля 1954 года и возил наемных работников в город в течении 21 года. Чаще всего ехали работать в Токио и высаживались на платформе станции Уэно. Устраивались в основном производственными рабочими, и почти всегда - на мелкие и средние предприятия, где не существовало профсоюзов. Условия найма и труда были не самые лучшие, и многие бросали такую работу. Оценивать эту систему можно по-разному, но несомненно одно: обилие дешевой рабочей силы помогло обеспечить Японии быстрый экономический рост. В 2010 году Япония первый раз за 42 года уступила Китаю второе место в мире по ВВП. Но, пытаясь повысить конкурентоспособность за счет сокращения издержек, как и раньше, японские предприятия ищут дешевую рабочую силу. Поэтому они переносят свои производства в Китай, Индию, Вьетнам, Малайзию и прочие страны, а капиталовложения в оборудование внутри страны давно уже перестали быстро расти.


Зоопарк Уэно
Зоопарк Уэно

В парке Уэно, в пяти минутах ходьбы от станции Уэно находится вход в зоопарк.  Это старейший зоопарк Японии, он был открыт в марте 1882 года. Зоопарк Уэно находился в ведении управления строительством Токийской администрации, а с апреля 2006 года был передан под контроль Ассоциации зопарков Токио. Эта ассоциация также управляет зоопарком Тама, океанариумом Касай Ринкай и парком Инокасира. Территория зоопарка Уэно разделена на западную и восточную части, которые соединены между собой  городским монорельсом.

В зоопарке Уэно собрано свыше 500 представителей животного мира, в том числе таких редких животных, как равнинная горилла или суматранский тигр. По количеству собранных видов - это первый зоопарк в Японии. Он был известен содержащимися в нем пандами, но после того как 30 апреля 2008 года последняя оставшаяся панда "Ринрин" погибла, посещаемость зоопарка резко упала с 3,5 млн. человек в год до 2,9 млн. В результате, губернатор Токио объявил, что планируется позаимствовать в Китае нескольких панд, что в итоге и состоялось в 2011 году. После землетрясения в марте 2011 года зоопарк ненадолго закрыли, но с 1 апреля он снова открылся для посетителей и вновь появившиеся две панды, самец "Рири" и самка "Синсин", начали радовать посетителей.

Последние 20 лет в зоопарке Уэно прилагали все усилия для того, чтобы приблизить условия содержания животных к их естественной среде обитания. В зоопарке действует система патронажа. Желающие стать патроном оплачивают первый взнос в 10 тыс.йен. В зависимости от количества внесенных взносов, участник получает определенное количество входных билетов или пропуск в зоопарк на год. На собранные таким образом деньги животным приобретают корм и улучшают их условия пребывания в зоопарке.


Парк Уэно
Парк Уэно

Если посмотреть на Уэно с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что парк можно разделить на 2 части: низменность и возвышенность. Возвышенность ещё со времен эпохи Эдо известна как одно из лучших мест для любования сакурой, и сейчас во время цветения сакуры здесь бывает много народу. А южнее в низине находится пруд Синобадзу, поверхность которого летом покрывается зелеными листьями и розовыми цветами лотосов. Зимой сюда прилетают дикие утки и другие водяные птицы, и все это племя пернатых шумит и крякает на сотни голосов.

Считается, что в глубокой древности на месте нынешнего пруда Синобадзу была бухта Токийского залива, но береговая линия понемногу отступала, и за несколько веков до нашей эры здесь образовался пруд. Первый настоятель храма Канъэйдзи создал посередине пруда остров и установил на нем храм Бэнтэн-до. В 1672 году с восточной стороны к острову был пристроен мост, благодаря чему до острова можно было добраться пешком. До начала эпохи Мэйдзи здесь протекала река Аидзомэ-гава, но при строительстве ипподрома ее русло было засыпано, и пруд приобрел свои нынешние очертания. В 1907 году во время Токийской промышленной выставки с западной стороны острова был построен ещё один мост - Кангэцу-кё. Сейчас управление строительством Токио установило здесь очистительные устройства и следит за качеством воды.

Парк Уэно расположен на окраине плато Мусасино, его общая площадь - около 530 тыс. кв. метров. В эпоху Эдо третий сёгун Токугава Иэмицу построил на этой территории храм Канъэйдзи. Тэнкай, первый настоятель этого храма, пользовался особым доверием Иэмицу, и, как и храм Дзодзёдзи в Сиба, храм Канъэйдзи был настолько влиятелен, что на его территории были захоронены члены семьи Токугава. Однако процветание храма длилось не долго. Во время битвы при Уэно главное здание храма сгорело, и все кругом превратилось в пепелище. После наступления новой эпохи предлагались разные проекты благоустройства этого района, на возвышенности Уэно предполагали построить медицинское училище и больницу, но голландский медик Бодуин, приехавший в 1870 году осмотреть эту территорию, предложил японскому правительству устроить здесь парк, в результате чего в 1873 году на этой территории был создан первый в Японии городской парк. Сегодня от храмового комплекса Канъэйдзи сохранились чудом избежавшие огня Пятиярусная пагода, павильон Киёмидзу Каннон-до и храм Тосёгу.


Бронзовая статуя Сайго Такамори в парке Уэно
Бронзовая статуя Сайго Такамори в парке Уэно

Если войти в парк Уэно не через главный вход со стороны станции Уэно, а через вход "Синобадзу", и подняться по каменным ступеням, то можно увидеть бронзовую статую Сайго Такамори. Её автор - Такамура Коун. Этот памятник был воздвигнут в 1899 году, на 21 годовщину смерти Сайго. Если посмотреть на эту статую издалека, может показаться, что в ней не выдержаны пропорции: слишком большая голова. Но дело в том, что расчет скульптора был сделан на людей, стоящих у основания статуи: тогда все встает на свои места.

Говорят, что приглашенная на церемонию открытия памятника супруга Сайго, Итоко, произнесла что-то вроде : "Мой муж был не таким! Он не разгуливал в юката!"

Маршал Оояма Ивао поручил скульптору изобразить Сайго в простой одежде, как во время охоты на зайцев, желая подчеркнуть безыскусность национального героя. Эта идея родилась у Оояма, когда он увидел бронзовую статую итальянского героя-полководца Джузеппе Гарибальди, где тот запечатлен в рубахе, без парадного кителя. В то же время есть предположение, что хотя Сайго и вернул себе доброе имя как политик, Оояма опасался, что военная форма правительственной армии может вызвать много ненужных толков, так как в конце своей жизни Сайго возглавлял восставшие войска. В Кагосиме, неподалеку от городского музея изящных искусств, есть ещё одна статуя Сайго, созданная его земляком скульптором Андо Тэру. На ней Сайго облачен в генеральский мундир. Имя Сайго неразрывно связано с Реставрацией Мэйдзи. Реставрацией Мэйдзи называют движение по свержению сёгуната, переход к личному правлению императора и ряд связанных с этим реформ, проведенных правительством Мэйдзи. При посредничестве Сакамото Рёма, Сайго как представитель княжества Сацума, заключил союз с княжеством Тёсю с целью свержения сёгуната. Сайго готовился вести объединенную армию княжеств Сацума и Тёсю в генеральное наступление на замок Эдо, но в результате переговоров с Кацу Кайсю, приняв условия капитуляции правительства сёгуната, отменил наступление, и Сайго без боя вошёл в замок Эдо.

В 1871 году он занял должность государственного советника в новом правительстве. После этого он совмещал обязаности генерала сухопутных войск и командира гвардейской дивизии. Но когда в 1873 году была введена всеобщая воинская обязанность, и был издан приказ о запрете ношения мечей, стало ясно, что правительство слишком поторопилось с новыми реформами, что усилило недовольство класса "сидзоку" (нетитулованной аристократии низших слоев самурайства). Всё больше людей стало говорить о том, что исправить положение может поход в Корею (план правительства при помощи оружия заставить Корейское правительство открыть страну). Когда в правительстве возникли трения по этому поводу, Сайго подал в отставку. Некоторые полагают, что он также был сторонником этой политики, но есть и противоположные мнения. После этого Сайго вернулся в свой родной город Кагосима, где он создал частную школу и посвятил себя образованию. Борьба нетитулованной аристократии "сидзоку" продолжалась, и в 1877 году во время Сацумского восстания на юго-западе острова Кюсю Сайго возглавил войска повстанцев. Но выступление завершилось победой правительственных сил, и Сайго покончил жизнь самоубийством на холме Сирояма.


Токийский национальный музей
Токийский национальный музей

Если времени в Токио хватает на посещение только одного музея – выбирайте Токийский национальный музей.  Крупнейшая в мире коллекция японского искусства включает антиквариат, старинные гончарные изделия, скульптуры религиозной тематики, укиё-э («мир ускользающей красоты и наслождения»-оттиски на деревянных дощечках), самурайские мечи и доспехи, изысканные кимоно и многое другое. Каждые пять месяцев экспозиция обновляется (всего около 90 тыс. экспонатов). Здесь постоянно проходят выставки, вызывающие интерес не только у японцев, но и приезжих туристов. Новые галерею музея имеют достаточно современный облик, но в целом этот музей тяготеет к старомодному строгому стилю, без каких-либо излишеств.

Музей размещен в нескольких зданиях, главное из которых Хонкан («Главная галерея»), построенный в имперском стиле, где смешаны западные и японские архитектурные стили. В цокольном этаже Хонкана – очень хороший сувенирный магазин с большим количеством книг по искусству Японии на английском языке.. Залы Хонкана отданы японскому искусству, начиная с периода Дзёмон (400-300 гг. до н.э.) и до живописи начала XVII века из южных княжеств Японии.

Хэйсэйкан («Зал Хэйсэй»), открытый в 1993 году в честь бракосочетания наследного принца Нарухито, размещает галерею японской археологии, а также специальные выставки. Хотя Хэйсэйкан и занимает часть той же территории что и Хонкан, современное оформление экспозиции и яркое освещение придают новую жизнь экспонатам. Наиболее интересны здесь гончарные изделия периода Дзёмон (дзёмонские горшки) и собрание керамики Суэ, изготовленной по технологии, заимствованной в Корее в V веке. Здесь же и пучеглазые глинянные статуэтки (догу) периода Дзёмон и погребальные ханивы IV-VI веков – эти терракотовые изображения домов, животных, воинов и т.д. размещались вокруг могильных холмов, оберегая вечный покой похороненных здесь людей.

Позади зала Хёкэйкан («Зал Хёкэй») с медным куполом, построенным в 1908 году и очень напоминающий парижские музеи, скрывается Хорюдзи Хомоцукан. Эта галерея построена в 1964 году и хранит сокровища тысячелетней давности: мебель, изделия из металла, скульптуры, маски и ткани, свитки, пожертвованные за несколько столетий храму Хюрюдзи в Наре. Большое впечатление на посетителей производят 48 позолоченных бронзовых Будд в самых разных позах, каждый из этих Будд является как бы островком света в чернильной темноте зала. Здесь можно посмотреть и китайскую цитру VIII века, и чернильницу, по утверждениям самого принца Сётоку.

Тоёкан (Галерея восточноазиатского искусства и древностей, вновь открывшаяся в 2013 году) – завершает комплекс выставочных залов Токийского национального музея. Восхитительная коллекция восточных древностей, в которой индийские ткани соседствуют с египетскими мумиями и прекрасной коллекцией бронзовых будд из Юго-Восточной Азии. Очень интересны экспонаты из Кореи и Китая, по которым ясно прослеживаются параллели развития искусства этих стран и Японии. Здесь очень много пояснений на английском языке.

Величественные Куромон (Чёрные ворота) были перемещены сюда  из поместья феодала эпохи Эдо. При Токийском национальном музее есть сад (за Хонканом) с пятью старинными чайными домиками, который открывается для публики только на несколько недель весной и осенью.



Национальный музей западного искусства в Уэно

 

В парке Уэно каждый найдет для себя что-то новое и интересное. Первое, что вы увидите, когда выйдите на станции JR Уэно в сторону парка, - концертный зал "Токио Бунка кайкан". Справа от него - здание Национального музея западного искусства, построенное в стиле модерн.  Это единственное в Японии здание, спроектированное архитектором Ле Корбюзье.  Кроме самого здания внимание привлекают установленные у входа в музей произведения искусства французского скульптора Огюста Родена. Здесь можно осмотреть такие скульптуры как "Врата ада", "Мыслитель", "Граждане Кале". Основу собрания этого музея составляет так называемая "коллекция Мацуката" - произведения искусства, приобретенные во Франции Мацуката Кодзиро, первым главой довоенной судостроительной  компании Кавасаки (сейчас Kawasaki Heavy Industries LTD), поэтому главным образом здесь представлено французское искусство XIX-XX веков. Так в этом музее собрана хорошая коллекция великого мастера импрессионизма Клода Моне. В настоящее время фонд музея насчитывает более 4000 экспонатов, знакомящих нас с развитием западного искусства в период от позднего Средневековья до начала прошлого века. Причем постоянная экспозиция включает порядка двухсот картин и скульптур. Кроме того, здесь очень часто устраиваются тематические выставки, и в выходные дни с раннего утра здесь уже много ценителей прекрасного. В 1966 году здесь проходила выставка самыхз известных картин государственных музеев СССР (Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русского музея, Третьяковской галереи и Эрмитажа), а в 1999 году - выставка произведений Итальянского Возрождения из Эрмитажа. 


Национальный музей природы и науки

 

Кирпичное здание и сбоку от него - модель огромного кита. Это национальный музей науки. Здание было построено в 1877 году. Это один из самых старых музеев в Японии и единственный в стране политехнический музей. Он является одним из крупнейших в мире научных центров, занимающихся исследованием истории природы и развития науки и технологий. Музей обладает ценнейшей коллекцией, которая включает около 3 млн. экспонатов. Здесь выставлены не только самые разные материалы, но и проводится исследовательская и методическая деятельность. В музее имеется "Глобальная галерея", посвященная окружающей среде Земли и истории науки, а также - "Японская галерея", рассказывающая о природе Японского архипелага, о том, как формировалась японская нация и как складывались отношения японцев с природой.


Токийский городской музей изящных искусств

 

Этот музей был изначально создан в 1926 году, но из-за того, что здание устарело, оно было перестроено, и в 1975 году музей вновь открыл свои двери для посетителей уже в новом здании.  Когда в 1995 году открылся Токийский музей современного искусства, большая часть принадлежащих музею картин и письменных материалов была передана этому только созданному музею. Поэтому здание Токийского городского музея изящных искусств начали сдавать в аренду разным организациям, совместно со СМИ здесь стали организовываться выставки, культурные мероприятия и деятельность музея в этом направлении, хранение экспонатов. В 2010-2012 гг. в музее проходил обширный ремонт. 


Художественный музей Уэно мори (The Ueno Royal Museum)
Художественный музей Уэно мори (The Ueno Royal Museum)

Если выйти из станции Уэно в торону парка, с левой стороны будет расположен Художественный музей Уэно мори. В нем часто устраиваются выставки современного японского искусства и каллиграфии. Ранее здесь располагался выставочный центр Японской ассоциации изящных искусств, а в апреле 1972 года он был преобразован в Художественный музей Уэно мори. Среди проектов музея - выставка оригинальных произведений-призеров художественного конкурса, организуемого музеем с 1983 года, а также выставка работ-победителей конкурса молодых талантов VOCA, который проходит с 1994 года ежегодно.


Страницы: 1   2   читать целиком
Моя программа
Рекомендуем
посетить экскурсию
Мраморная говядина Кобэ
Мраморная говядина Кобэ
посетить экскурсию
Токио на пол дня
Токио на пол дня
посмотреть город
Томоноура
Томоноура
посмотреть город
Мисаса Онсэн
Мисаса Онсэн
посетить отель
Fuji View Hotel
Fuji View Hotel