Гуляя по Нихонбаси или Гиндзе в Токио в глаза обязательно бросаются два здания, на которых красуется название Мицукоси. Для Японии – это знак качества, самый старый универмаг страны и своеобразный основоположник того, что сейчас мы называем «японским сервисом».
История Мицукоси берет начало в 17 веке в Эдо и вполне подходит под сюжет «истории одного успеха».
В 1673 году Такатоси Сокубэй, который обладал незаурядным талантом предпринимателя, основал в Токио магазин, известный сегодня под названием Мицукоси. В то время магазин носил название Этигоя. Его расположение имело большое значение – Нихонбаси – сердце столицы, где сходились 5 главных дорог Эдо, что с точки зрения торговли было очень выгодным местом. Такатоси решил изменить подход в продажах.
художник Киёнага (1789) "магазин Этигоя в Новый год" |
В те времена магазины специализировались только на одном товаре, и торговцы ходили по домам, предлагая их. Этигоя занималась кимоно. Такатоси предложил обратный вариант, когда клиенты сами приходили в магазин и покупали товары, предложенные продавцами за наличные. За счет этого снизилась цена для клиентов, а также значительно сократились расходы самого магазина. Более того в Этигоя стали продавать отрезы тканей не заранее установленного стандартного размера, как делали все остальные, а необходимого клиенту. Еще один пример гостеприимства по-японски омотэнаси привычный для сегодняшней Японии был гениальной задумкой Этигоя - клиентам стали предлагать зонты во время дождя. Постепенно такие небольшие услуги стали основой для миссии Мицукоси, заключающейся в том, что «каждый клиент должен чувствовать себя особенным».
В это время Япония активно перенимала западный опыт во всех сферах жизни. Вдохновившись примером британского универмага Harrods, было решено построить аналогичный универмаг в Токио. Строительство было завершено в 1914 году. Универмаг получил название Мицукоси и, благодаря разнообразным первоклассным товарам, в том числе и из-за рубежа быстро набрал популярность и стал симбиозом культурных традиций и последних веяний моды.
К сожалению, во время Великого землетрясения Канто в 1923 году магазин полностью сгорел. Постройка нового универмага заняла 2 года, и в результате появилось здание, большая часть которого сохранилась до нашего времени.
В 1968 году был открыт новый магазин на Гиндзе, который до сих пор является одним из символов района. Далее последовала экспансия на запад – были открыты магазины во Франции и Риме.
Конечно, у Мицукоси были и есть конкуренты, даже более успешные, однако универмаг сохранил и приумножил своих клиентов за счет приверженности покупателей качеству и доверие к бренду.
Мицукоси – это именно бренд.
Виртуальная экскурсия по главному магазину в Нихонбаси по ссылке
Следующие два века потомки Такатоси расширяли свой бизнес, открыв новый магазин в Осаке и добавив к тканям еще и финансовые операции. Этигоя поменяла название на Мицуи.
В начале двадцатого века понимая, что вынос товара продавцами со склада ограничивает выбор покупателя, в Мицуи решают сломать и эту традицию, перестроив магазин, и полностью открыв его для покупателей, разместив весь товар внутри на витринах. В это же время магазин стал первым в Японии, в стенах которого был открыт ресторан (по сути, столовая). Затем последовало открытие отдела изобразительного искусства.
художник Окумура Масанобу (1745 год) "Интерьеры Этигоя в Суруга-тё" |