Сеанс у японских шаманок-итако

«Провидцы будущего» из Японии мало чем отличаются от своих коллег по цеху из других азиатских стран, Европы или Америки. Но у японцев есть и свои уникальные «связные» с потусторонним миром. Называют их итако. Шаманки итако.

Шаманизм получил развитие в Японии в далекой древности. Самые ранние упоминания об этом явлении можно обнаружить в китайских хрониках III века. Там содержится упоминание о знаменитой шаманке Химико, которая фактически стояла во главе (её даже называют королевой) первого государственного образования в Японии, получившего название Яматай.

Со временем в стране сформировалась собственная религия – синтоизм, которую позднее постарались потеснить пришельцы из-за границы – буддизм и христианство. Но поклонники шаманизма, в основном проживающие в те времена на севере острова Хонсю, от своих традиционных языческих воззрений не отказались. Правда, их вера постепенно претерпевала некоторые изменения, поглощая определенные концепции из пришлых религий. Характерная особенность японского шаманизма заключалась в том, что «общение с богами» брали на себя не мужчины, а слепые женщины.

Сравнительно до недавнего времени, когда современная медицина вступила в свои права, в Японии было немалое количество слепых и слабовидящих людей. Чаще всего они были обречены. В стране не было школ для слепых, программ помощи слепым людям. Для инвалидов по зрению были открыты лишь две профессии, дававшие возможность выживания – массажистов и сказателей древних историй. А слепые девочки имели ещё одну возможность: пройдя жесточайший курс обучения, стать прорицательницей-шаманкой итако.


Обучение начиналось в самом юном возрасте – не позднее 12 лет. Смысл обучения был в том, чтобы подготовить плохо видящих или слепых девочек в впадению в религиозный транс. Методы подготовки были крайне суровы, даже жестоки. Следовало избавиться от всех мирских соблазнов. Для этого в Японии издавна существовал способ очищения – регулярное обливание холодной водой. Нужно было опрокидывать себе на голову кадушки с колодезной водой или простаивать длительное время под ледяными струями горных водопадов. Любые попытки согреться после такой водной процедуры пресекались. Всё остальное время у девочек уходило на разучивание религиозных текстов, заклинаний и молитв. Прочитать записи на свитках невидящему человеку было невозможно, поэтому приходилось заучивать древние, зачастую мало понятные слова наизусть с помощью зрячего помощника-чтеца. Обучение продолжалось около 7 лет.

Накануне посвящения девушек в шаманки-итако их одевали в белоснежные кимоно невест, ведь им предстояло «выйти замуж» за какое-либо божество. Сама церемония посвящения, проходившая под непрестанный рокот барабанов и перезвон колокольчиков, могла длиться несколько дней. Изнурительные процедуры, в основном проходившие в зимнее время,  становились непереносимыми. Будущим шаманкам-итако приходилось ежедневно опрокидывать на себя сотни вёдер холодной воды, выкрикивая сотни религиозных текстов. Минимум еды и никакой возможности полноценно выспаться. Немудрено, что спустя несколько дней оглушенным резкими звуками, голодным и обессиленным девушкам виделись картины из потустороннего мира. Зафиксировав впадение в религиозный транс, приустававшие при этом другие более опытные шаманки определяли, какое из божеств решило принять молодую итако в жены. Это очень важно, поскольку в дальнейшем прорицательнице предстояло адресовать свои молитвы именно этому божеству. Вышедшей из транса новоявленной шаманке-итако меняли одеяния – яркое белое на яркое цветное. Это было символом того, что она стала полноправной шаманкой-итако.

В старой Японии представительниц этой странной профессии было довольно много. В  середине XIX века по дорогам страны бродили до миллиона итако. Самостоятельно передвигаться они не могли, поэтому их всегда сопровождал ямабуси  - горный монах-отшельник, наделенный, как считали японцы, знаниями магии и медицины. После Реставрации Мэйдзи в 1868 году горных монахов обвинили в шарлатанстве и запретили им проводить свои сеансы лечения. Оставшиеся без своих поводырей шаманки-итако вынуждены были перейти к оседлому образу жизни. Чаще всего они оседали в глубокой провинции и на Окинаве, куда с большим трудом могли дойти новомодные веяния из столицы Японии, где не хватало целителей и предсказателей.

Предполагается, что войдя в религиозный транс, итако могут обмениваться информацией не только с богами, но и с душами умерших людей. Это всегда обеспечивало и до сих пор обеспечивает постоянный поток клиентов, особенно тех, кто по какой-то причине потерял ребёнка. Общение с умершим сыном или дочерью, как считается в Японии, может повлиять на ход жизни живущих.

Сеанс общения итако с потусторонним миром длится недолго, около 10 минут. Удержаться в более продолжительном трансе под силу лишь немногим, особо одаренным шаманкам-итако.. Соответственно возрастает и размер гонорара за сеанс. В среднем стоимость сеанса около $100. Сначала шаманки очень дотошно выясняют, что именно хочет их клиент, с каким из духов следует переговорить, что попросить у духа, и на что в итоге надеются люди пришедшие к ней. Потом чтением заклинаний под ритмичное постукивание четок они вводят себя в транс, а затем, «вернувшись» в наш мир, они рассказывают клиенту всё, что удалось узнать – рекомендации по лечению болезней, взаимоотношениями с родными, сотрудниками по работе и т.д.

Беседы с итако у японцев пользуются популярностью. К их палаткам и шатрам, раскидываемым на ярмарках или по соседству с буддийскими храмами (христианские священники клеймят итако как воплощение сатанизма), выстраиваются очереди. Люди ждут своего сеанса часами. С каждым годом очереди становятся длиннее, а численность шаманок-итако заметно сокращается. Современная медицина может помочь многим слабовидящим и слепым, предоставляя тем самым более интересные перспективы в жизни.


Osorezan Taisai фестиваль в префектуре Аомори

В городке Мицу префектуры Аомори проходит фестиваль, где можно встретить итако. С 20 июля по 24 июля сюда доставляют шатры, в которых можно пообщаться с духами умерших родственников через шаманок-итако.