У слова «Сибуя» существуют два значения. Как единица административного деления, это административный округ Токио – Сибуя. В этом округе, в окрестностях станции Сибуя находится и обширный торговый район Токио, который также называют Сибуя. В этом смысле Сибуя более известна как молодежный район. В административный округ Сибуя входят также Харадзюку и Дайканъяма. Эти три района являются законодателями модной одежды для всей Японии. И так же, как различны направления развития моды во всех трёх районах, различаются и типы молодёжи, которая собирается в каждом из них.
Харадзюку имеет наиболее длинную историю. Кроме земель главного синтоистского святилища Токио – Мэйдзи дзингу, в Харадзюку находится и огромный парк Ёёги – коэн, излюбленное место для отдыха горожан. Служивший когда-то полигоном императорской армии, этот парк стали называть «Вашингтонскими высотами» после Второй мировой войны, когда в нем квартировали военнослужащие армии США . В 1964 году здесь построили Олимпийскую деревню, после чего парк получил название Ёёги-коэн . Ну а начиная с конца 1950-х годов, ведущие дизайнеры одежды, топ-модели и фотографы стремились обосноваться в Харадзюку. Были времена, когда журналы для девушек определяли основные тренды в одежде, смотря на модниц с улицы Такэсита, по которой гуляли молодые модницы-японки со своей манерой одеваться. Таких модниц называли «такэ-но-ко» ( «ростки бамбука»). А в настоящее время на самом красивом бульваре Харадзюку - улице Омотэсандо открыто множество магазинов современных мировых брендов – Луи Виттон, Прада (разместившийся в невероятном здании – стеклянном пузыре), Шанель. По обе стороны Омотэсандо идут улочки с магазинами, ресторанами и барами. И здесь же, или на той же Такэсита-дори, выстроились в ряд магазинчики местной уличной моды, где продается одежда и аксессуары альтернативных японских субкультур, таких как Gothic&Lolita shop или Visual-kei. Это излюбленное место мастеров татуировок и выставка японской подростковой моды. Огромное влияние на тренды уличной моды оказывают журналы для девушек-подростков: «Fruits», «Kera» или «Gothic&Lolita Bible».
Пройдите по Омотэсандо до района новых домов ( проект компании Mori Building). Это реконструированный жилой квартал Dojunkai Aoyama Apartaments. Архитектор этого проекта – Андо Тадао решил сохранить малоэтажную застройку и воссоздать в точности район многосемейных жилых домов, увитых плющом…Их построили в 1927 году, но снесли в 2003-м.
За зданием Collezione, спроектированным Андо Тадао, находится вход в Художественный музей Нэдзу. Довольно высокая входная плата делает этот небольшой музей дорогим удовольствием, но замечательная коллекция образцов восточного искусства, в том числе имеющих статус национального сокровища Японии, этого стоит. Одно из приятных мест в музее – сад с декоративным прудом и чайными домиками.
Любители купить подешевле ни за что не должны пропустить открытый рынок старинных вещей, работающий в первое и последнее воскресение месяца на огороженной территории возле храма Того дзиндзя. Здесь продаётся всё – от чудесных традиционных японских шкафов-комодов тансу до старинной посуды и кимоно. Уступать в цене продавцы склонны к концу торгового дня, когда наступает время убирать свои товары. Сам синтоистский храм Того дзиндзя возведен в честь адмирала Того Хэйхатиро, командующего японским флотом в Русско-японской войне 1904-1905 годов. На территории храма есть прекрасный сад и пруд.
За комплексом модных бутиков Laforet расположился отличный Мемориальный художественный музей Ота. Посетителям приходится расстаться со своей обувью и надеть музейные тапочки при входе в небольшие галереи на двух уровнях, заполненные картинами и гравюрами укиё-э из частной коллекции Ота Сэйдзо, бывшего председателя и владельца страховой компании «Тохо». Экспонируются 12000 произведений, включая шедевры Хиросигэ и Хокусая.
Дайканъяма когда-то был тихим жилым районом малоэтажной застройки, но, начиная с начала 90-х годов XX века, здесь стали стремительно расти многоквартирные дома, высотные офисные здания, открывались кафе, рестораны и модные бутики, так что облик этого района неузнаваемо переменился. Сейчас к этому месту, пожалуй, больше всего подходит определение «элегантный». Здешние покупатели заметно старше, чем на Харадзюку, здесь господствует спокойный стиль casual-брендов: «Nimes», «Harris», «La Marine Francaise». Отличные дома, первоклассные отели и водные оазисы – спокойная окружающая обстановка помогает отдохнуть после суматохи соседней Сибуи в Дайканъяме. Современный облик Дайканъямы определяется комплексом Hillside Terrace, спроектированным Маки Фумихико - японским архитектором, который стоял у истоков движения метаболизма в архитектуре. Его здания, протянувшиеся вдоль зеленой Кю-яматэ-дори, строились около 25 лет.
И, наконец, Сибуя – место безумства шопинга, где совсем молодые покупатели и люди постарше заполняют Centre Gai – пешеходную торговую зону. Её самым характерным представителем является «Shibuya-109» - здание торгового центра, площади которого на шести надземных и двух подземных этажах арендованы многочисленными бутиками самых различных модных брендов. Здесь, в Сибуя, зародилась молодёжная субкультура Японии -«когяру» (сапоги на высокой платформе, мини-юбки в клетку, броский макияж, дизайнерские аксессуары и окрашенные в светлые тона волосы). Когяру подобно эпидемии распространилась среди старшеклассниц. Но мода очень изменчива, и разновидности субкультуры когяру меняются с течением времени. Что ни день, то новый товар. Коллекции бутиков постоянно обновляются. Молодежная одежда стала выглядеть более «взросло». Кроме того, в области бизнеса моды появляется новая целевая аудитория – мужчины. И универмаг модной одежды «Parco» на Сибуя предлагает им свои оригинальные, модные и дизайнерские решения в одежде.
В последнее время стало популярным словосочетание «fast fasion», означающее тип модной индустрии, которая вводит в повседневную одежду элементы новейших модных трендов, что при этом совсем не выглядит эксцентрично. В этом сегменте рынка выделяются такие сетевые брэнды как «ZARA», «H&M», «FOREVER21», активно разместившие свои торговые залы на Сибуя.
Географически район Сибуя расположен в долине плато Мусасино, поэтому здесь немало крутых склонов. Несколько крупных дорог лучами расходятся от Сибуя, будучи никак не связанные кольцевой дорогой. Кроме того, в районе много крутых улочек с односторонним движением, довольно узких по-ширине. Такая топология очень затрудняет работы по расширению дорог, поэтому реконструкция района значительно не продвигается.
Сибуя – крупный транспортный узел, где несколько пригородных железнодорожных веток пересекаются с кольцевой линией Яманотэ. После войны, и до 70-х годов XX века группа Токю, ориентируясь на жителей отдаленных районов, связанных с центром одноименной железнодорожной линией, разрабатывала и осуществляла оригинальный проект по развитию Сибуя, открывая здесь свои универмаги, концертные залы и шоппинг-центры. С этим была связана слава Сибуя как «Токю-городка». (Группа Токю владеет несколькими железнодорожными линиями, две из которых –Тоёко и Дэнъэн-Тоси начинаются с вокзала Сибуя).
Однако в 1968 году свой универмаг в Сибуя открывает группа Сэйбу, и вслед за ним, в 1973 году – ещё один универмаг – « Parco». Так начинается жесткая конкуренция между двумя концернами, Сэйбу и Токю, за лидерство в развитии этого района Токио.
В настоящее время на Сибуя находится множество универмагов и торговых центров. Универмаги Parco, The Prime, Seibu Movita-kan, Shibuya Loft – относятся к группе Сейбу, а группе Токю принадлежат универмаги Tokyu Hands, One-oh-nine, Bunkamura, Q-Front и многие другие.
Что же касается культурных и зрелищных мероприятий, много лет здесь действуют концертные залы C.C.Lemon Hall, NHK Hall, Yoshimoto Hall и театр Parco. Небольшие кинозалы, демонстрирующие некоммерческое экспериментальное кино, сосредоточены главным образом в Сибуя. Но в последнее время многие из этих кинотеатров закрываются, уступая место более современным кинотеатрам и концертным студиям. Сейчас, чтобы развлечься лёгким и увлекательным японским кинематографом, современная японская молодежь отправляется в крупные кинокомплексы. Но «не кассой единой». Не забывают здесь и о высоком искусстве. Для этого современные кинотеатры на Сибуя практикуют серийные показы кинопроизведений выдающихся режиссеров. Например, кинотеатр в течении месяца демонстрирует фильмы Вуди Аллена, братьев Коэнов или другую классику кинематографа, меняя программы показов ежемесячно. Здесь же расположен Бункамура – художественный комплекс с отличной галереей (в основном выставки современного западного искусства) и концертный зал Orchard Hall на 2000 мест, где выступает Токийский филармонический оркестр. Совсем недалеко расположилось здание авангардистского театра «Кокун».
В нескольких минутах ходьбы, позади Бункамура, - Художественный музей Тогури, экспонирующий керамику периода Эдо и китайской династии Мин (1368-1644 гг.). Представлено 6000 экспонатов, стоит потратиться на билет, если Вас заинтересовывает гончарное и керамическое искусство. Также, на Сибуя можно найти необычный Музей табака и соли, где показывается процесс добычи соли из морской воды и других источников. На втором этаже музея – мир табака ( две тысячи пачек сигарет и папирос со всего мира) и диорамы, показывающие процесс обработки табачных листьев в прошлом. Все пояснения, правда, только на японском языке.
На Огненной улице (Fire street) расположено семиэтажное здание Музея электричества ТЕРСО. Брошюра на английском языке предлагает «подружиться» с электричеством, и токийская энергетическая компания TEPCO делает для этого все возможное, даже устраивает бесплатные киносеансы голливудских боевиков по понедельникам. Обратите внимание на лазер, способный запечатлеть ваш профиль и написать имя катаканой на кусочке картона размером с кредитную карточку.
Пересекая Мэйдзи-дори попадаете в Токийский городской детский дворец – финансируемый государством развлекательный детский центр с крытой площадкой для игр, библиотекой, комнатами детского творчества и музыкальной студией для детей.
И наконец, всего в двух остановках от Сибуя по линии Кэйо Инокасира до станции Комаба-Тодаймаэ расположен очень интересный Японский музей народных ремёсел –Мингэйкан, каменное оштукатуренное здание, хранящее прекрасную коллекцию керамики, лакированных изделий и тканей для кимоно. В магазине Мингэйкан можно подобрать отличный сувенир, а с 23 ноября по 03 декабря каждый год устраивается аукцион по продаже новых интересных поступлений. Напротив музея стоит Нагаямон ( дом-длинные ворота) XIX века, перенесенный сюда из префектуры Тотиги основателем музея Янаги Соцэу.
Посреди этого многогранного мира Сибуя перед самой станцией возвышается на постаменте бронзовая статуя собаки, старательно выполняющей команду «Сидеть!». В Японии этому псу посвящено множество статей и книг, о нем снято несколько фильмов.
Хати появился на свет 10.11.1923 года в городе Оодатэ префектуры Акита. Это был пёс породы Акита-ину – одной из японских пород собак. Его хозяин, фермер, решил подарить щенка профессору Токийского Императорского Университета Уэно Хидэсабуро. В январе следующего года, после двадцатичасовой тряски в багажном вагоне, в мешке от риса Хати прибыл в Токио.
Профессору Уэно было тогда 53 года. До Хати он держал четырёх собак той же породы, но все они умирали в годовалом или двухлетнем возрасте, как профессор ни выхаживал их, просиживая над щенками ночами. Поэтому легко представить себе, как Уэно был рад подарку.
Дом Уэно находился в районе нынешнего головного универмага Токю, на площади около 660 м2. У профессора уже жили две собаки – пойнтер Джон и беспородный пёс по кличке Эс. Джон стал опекать щенка Хати. Все три собаки привыкли провожать и встречать профессора на службу и домой. Всего у этого дружелюбного эскорта было три дороги: до ворот кампуса сельскохозяйственного факультета Императорского университета: до станции Сибуя (когда хозяин ехал на сельскохозяйственную опытную станцию Нисигахара); до трамвайной остановки Сибуя (когда он ехал в министерство сельского хозяйства и торговли). Уэно всякий раз угощал провожающих его питомцев бисквитами, позволял им прыгать на себя, и , не обращая внимания на запачканную одежду, гладил собак по спинам и ласково разговаривал с ними. Это были самые счастливые для Хати дни.
Утро 21 мая 1925 года выдалось пасмурным и унылым. В тот день только Хати провожал хозяина. В университете у профессора случился инсульт. После совещания он зашёл в кабинет к коллеге и, только начав беседу, внезапно упал и скончался.
Конечно, Хати не мог знать о смерти хозяина. Он пришёл встретить хозяина к воротам кампуса, и прождал его там до темноты. Когда Хати наконец вернулся домой, он, не обращая внимания на суматоху в доме, забрался в чулан с вещами профессора, где он мог ощущать запах хозяина. Он провел там три дня, отказываясь от пищи.
Супруга Уэно, Яэко, почему-то не была зарегистрирована в книге посемейной записи и была вынуждена освободить дом в короткие сроки. Хати пробовали пристроить у кого-нибудь из друзей или родственников покойного профессора, но по разным причинам этого не удавалось сделать. В конце концов садовник, ухаживающий за садом Уэно, забрал пса к себе. Трудно сказать, стал ли дом садовника настоящим домом для Хати, было ясно только, что пса кто-то кормил. Его единственным занятием стало посещение станции Сибуя.
Сайто Хирокити был первым председателем общества охраны японских собак. Он был знаком с профессором Уэно, и, когда случайно увидел на станции собаку профессора, начал наблюдать за ней. Он видел как Хати, не без помощи местных жителей, избегал сетей ловцов бродячих собак, как был вытащен работником станции из служебной коморки, куда он забрался; видел, как пожилой киоскер прогонял Хати, путавшегося под ногами у покупателей, видел очки, нарисованные кем-то углем на морде Хати. Сайто стало жаль его. Он написал о собаке статью и послал её в одну из газет.
В 1932 году, после выхода статьи в «Асахи Синбун» с заголовком «Преданный пёс ожидает своего хозяина, умершего семь лет назад», Хати становится национальной знаменитостью.
Его история затронула сердца многих японцев, многие стали специально приезжать в Сибуя, чтобы посмотреть на Хати.
Хати продолжал приходить на станцию в течении 9 лет, вплоть до самой смерти 08 марта 1935 года. В тот день его нашли у моста Инари, что напротив от главного выхода со станции.
За год до этого на станции Сибуя была воздвигнута бронзовая статуя Хати, автором которой был Андо Теру, знакомый скульптор Сайто. Тогда на церемонии открытия Хати присутствовал собственной персоной. Похороны Хати были также многолюдны, гроб утопал в цветах, принесёнными детьми своему любимцу.
Во время войны бронзовая статуя была снята со своего постамента и отправлена на металлургический завод в Хамамацу, где была расплавлена на запасные части для локомотивов. После войны, в августе 1948 года, сын скульптора Андо Тэру, Андо Такаси восстановил статую Хати.
АВТОР: Масу Фудзио.