Вечера в Токио

За последние несколько лет вечернее времяпрепровождение туристов в Токио изменилось. На смотровые площадки Tokyo Sky Tree, Tokyo Tower и столичного правительственного здания целенаправленно едут вечером, устраиваются вечерние  экскурсии (вечерние автобусные экскурсии по острову Одайба и мосту Rainbow Bridge), круизы по Токийскому заливу с ужином на борту, осмотр ночного Токио с вертолёта, даже при заказе ужина предпочтение стали отдавать ресторанам на самых верхних этажах небоскрёбов. Без сомнения, это происходит, главным образом, потому что вечера в Токио стали гораздо красивее. Одна из причин в том, что выросло больше высотных зданий и при помощи их внутреннего освещения удалось выявить красоту их геометрических линий, и конечно, в том, что благодаря внешней подсветке «райто аппу» ( от англ. Light up) в число достопримечательностей вошли Raibow Bridge, Токийская башня, остров Одайба и Токийский залив. Долгое время японцы считали использование электричества вечером без излишней необходимости расточительством. И естественно, само понятие подсветки как таковой – будь то освещение города, исторических зданий или мостов – не существовало. Своими прекрасными ночными пейзажами в Японии были известны Кобэ, Хакодатэ, Нагасаки – то есть места с особыми природными условиями, где залив встречается с горами. На Tokyo Tower поднимались днём, и саму её даже ночью не было видно. Но в 1989 году башню стали подсвечивать, и благодаря этому она как будто получила новую жизнь. Сейчас именно в тёмное время суток, отовсюду, откуда ни посмотри, видно, как она светится, и башня воспринимается как центр Токио. Начало этому процессу положила Исии Мотоко – первая в Японии дизайнер света, которая начала заниматься художественной подсветкой, и в итоги – изменила вечера Японии.


Исии Мотоко родилась в 1938 году в Токио, она была совсем ребёнком во время Второй мировой войны, и отец её погиб после войны в Сибири. Она жила с мамой и двумя младшими братьями, так что средства на обучение у неё были ограничены. Она долго думала, чем из того, что у неё хорошо получается, что она любит, она может заниматься, и заметила, что любит рисовать и делать что-то своими руками, и поэтому решила поступать на факультет дизайна в Государственный Университет Искусств. В то время практически все женщины после окончания старшей школы какое-то время работали, а затем выходили замуж и начинали заниматься домом, но для неё было главным найти свой жизненный путь.  В Университете Искусств на факультете дизайна она изучала трёхмерный дизайн и после выпуска в 1962 году устроилась работать в дизайнерскую компанию. Так вышло, что Исии Мотоко пришлось заниматься дизайном осветительных приборов, где она открыла для себя удивительные свойства света, доминирующего над формой и цветом, света, способного преобразить всё вокруг. Затем, из найденной книги она узнала о существовании дизайнеров осветительных приборов в Финляндии. Она написала туда письмо и, найдя способ учиться, одновременно работая как ассистент, в 1965 году уехала в Финляндию. Там она узнает, что в Германии есть дизайнеры освещения, занимающиеся не осветительными приборами, а подсветкой архитектурного пространства, и обеспечив себе место, где можно было бы совмещать работу с учёбой, она переезжает в Германию, где набирается опыта. В 1968 году Исии Мотоко возвращается в Японию, надеясь использовать на родине накопленный опыт, однако в то время в Японии никто и не думал о подсветке зданий, и не было почвы для принятия на работу дизайнера освещения. Учитывая, что в сфере архитектуры женщин вообще практически не было, можно представить, как тяжело ей было начинать почти с нуля. Пока она понемногу продолжала убеждать окружающих, что дизайн света это никакая не роскошь, ей удалось встретиться с такими известными японскими архитекторами, как Кисё Курокава и Киёнори Кикутакэ, и ей было поручено создать дизайн подсветки дома культуры города Хаги. Об удавшемся проекте много говорили, после чего появились заказы, и на международной выставке EXPO в Осака (1970) она отвечала за подсветку основных павильонов. Только ей показалось, что начало положено, как в 1973 году Японию поразил нефтяной кризис. Японцы старались всеми силами экономить нефть, а следовательно, электричество, и художественную подсветку стали считать пустой тратой электроэнергии. Работы для дизайнера света в Японии не было совсем, и Исии Мотоко оказалась в затруднительном положении. Тогда один американский архитектор предложил ей отправиться за границу работать над проектом в Саудовской Аравии, где нефти было предостаточно. Благодаря этой работе и последовавшему за ней успеху, она стала известна во всём мире и начала работать в разных странах мира. Япония, хоть и оправилась от нефтяного кризиса, так и не пришла к пониманию «дизайна света». Несмотря на то, что в 1978 году перед проведением Международной конференции по свету в Киото Исии Мотоко за собственные средства устроила демонстрацию подсветки синтоистского храма Хэйан Дзингу и замка Нидзё, сам проект так и не был осуществлён.


После этого она ещё 8 лет продолжает за свой счёт устраивать демонстрации в самых разных уголках Японии, и, наконец, в 1986 году администрация города Йокогама поручает ей оформить 10-дневное световое шоу. 800 тысяч человек приезжают в Йокогаму посмотреть подсветку исторических зданий. Ответственные за проведение этого мероприятия люди в городской администрации были удивлены не только тем, что собралось столько людей, но и тем, насколько невелики оказались затраты. Поняв, что это не только красиво, но и приносит экономическую выгоду, органы местного самоуправления из других городов Японии стали устраивать  у себя «световые шоу» с целью развития этих регионов. Между тем глава компании,  в ведении которого находилась Токийская башня, беспокоился,  что с появлением в Токио большого количества небоскрёбов посетителей Tokyo Tower стало совсем мало. Он заказал Исии сделать подсветку башни по случаю 30-летней годовщины её постройки.  Для того, чтобы превратить Tokyo Tower в башню, сверкающую именно ночью, Исии Мотоко создала два источника света, которые на тот момент не знали себе аналогов в мире – тёплого оранжевого цвета зимой и создающего ощущение прохлады голубого света летом. На мысль о такой подсветке ей натолкнули четыре ярко-выраженных японских сезона. В Новый 1989 год наконец зажегся свет, и ночью Токийская башня предстала во всей красе. Вскоре, здесь по вечерам стали собираться горожане, а новые квартиры с ночным видом на Tokyo Tower стали продаваться весьма быстро. Это событие получило широкую огласку в японских СМИ. Именно в это время Япония признала художественную подсветку.


Затем, в 1988 году, Исии Мотоко сделала в Йокогаме подсветку  моста Bay Bridge, а в 1993 году был открыт Rainbow Bridge, чьим художественным освещением  занималась она же, и Токио преобразился. В 2003 году Исии осуществила подсветку исторических зданий в Асакуса, раскрыв скрытое таинственное очарование японской деревянной архитектуры. 


И, сделав подсветку древних построек «гассёдзукури» деревни Сиракава-го, расположившейся на лоне природы, дизайнер выявила призрачную красоту гармонии природы и традиционного японского дома. 


В то же время она продолжает поиски с целью использования для подсветки «новой энергии», к чему она и стремилась с самого начала. Так, Rainbow Bridge в Токио стал первой попыткой осуществления подсветки с помощью солнечных лучей.


Сегодня Исии Мотоко ведёт активную творческую деятельность. Начиная с пионера художественной подсветки Исии Мотоко, сейчас и в самой Японии трудятся около 100 дизайнеров освещения. Вечера в Токио, где ещё 30 лет назад освещались только дороги и торговые кварталы, преобразились с созданием богатого по разнообразию и при этом единого ночного пейзажа городских высотных зданий. Кроме того, в последнее время идёт разработка источников света, и с появлением светодиодов удалось увеличить  длительность использования ламп, добиться экономии электроэнергии.


В связи с землетрясением 11 марта 2011 года подсветка Rainbow Bridge, Tokyo Tower и других архитектурных сооружений была временно приостановлена. Вскоре, на Токийской башне появилось созданное Исии Мотоко с использованием системы энергии солнечных лучей световое послание, призывающее «возродить Японию» - GANBARO NIPPON.

 

Автор: Хатагава Акико.


Заказать курс ЯПОНСКИЙ САД. ЧАСТЬ 1


О вас:



* - поля обязательные для отправления. Отправляя данные, Вы выражаете согласие с Договором-офертой, Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности
УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ И ВОЗВРАТА
  • Полная оплата курса должна быть осуществлена до 14.12.2020
  • В случае, если вы не удовлетворены качеством курса, мы сделаем полный возврат стоимости до 21.12.2020. С 21.12.2020 аннуляция и возврат не производятся
  • После оплаты в вашем личном кабинете на сайте будут открываться записи уроков в соответствии с программой
  • Доступ к материалам курса предоставляется до 20.02.2021
  • Записи уроков и любые материалы курса не могут переданы третьим лицам или скопированы. В случае нарушения доступ к курсу будет прекращен без возврата денежных средств. 
  • ООО Фудзи Трэвел не отвечает за неоказание услуги в связи с отсутствием у Заказчика необходимого программного обеспечения или технических проблем с Интернетом, а также других причин, которые возникли не по вине Исполнителя.