![]() |
![]() |
Есть в Токио музей, куда наши соотечественники заглядывают не часто. Для осмотра экспозиции требуется много сил. А вот островитян здесь много, приезжают со всех префектур Японии. В этом музее все экспонаты очень детально показывают жизнь в Токио, точнее в Эдо. Конечно, если постараться, то в столице Японии ещё можно отыскать места, которые могут охарактеризовать жизнь эдовцев несколько столетий назад. Но послушать рассказ Василия Элинарховича Молодякова о истории города с самого момента его основания в 1590 году сёгуном Токугавой Иэясу и до послевоенного восстановления, посмотреть копии многих японских раритетов выполненных в натуральную величину; собрания древних документов, карт и лезвий самурайских мечей, расписных свитков и кимоно– поверьте, это стоило того, чтобы почти прямо по прилету в Нарита отправиться сразу на встречу в токийский район Рёгоку, где и находится Музей Эдо-Токио.
Музей открылся в 1993 году в многоэтажном современном и немного по-японски футуристическом здании. Кстати, высота здания музея около 65 метров. Эта высота была соблюдена при строительстве музея не случайно. Древний замок Эдо достигал в высоту как раз столько же метров.
Встретившись на первом этаже с Василием Элинарховичем, и купив входные билеты (на групповые посещения в музее действует существенная скидка, но группа должна быть не менее 15 человек), мы поднялись на лифте на шестой этаж. Отсюда и начинается постоянная экспозиция Музея Эдо-Токио с двадцатью тематическими залами, разделённых на 2 зоны: "Эдо" и "Токио". Могу ошибаться, но на шестом этаже это "Эдо", а далее вниз, на пятом - всё, что было после.
Зона "Эдо", представлена множеством артефактов с момента образования Эдо сёгуном Токугавой Иэясу (деревянная статуя которого здесь тоже представлена, в натуральную величину), а зона "Токио" демонстрирует жизнь в период эпохи Сёва, а также нынешние дни мегаполиса - Tokyo Today.
![]() |
Двери лифта открылись, и перед нами сразу раскинулась копия настоящего деревянного моста Нихонбаси в натуральную величину. Нихонбаси это один из самых главных мостов Эдо. На протяжении нескольких веков, он принимался за географический центр Японии, от которого исчислялись все расстояния в Стране восходящего солнца.
Экспозиция Эдо, естественно, составлена в строго хронологическом порядке. Особое внимание уделяется жизни нижнего города (ситамати) древнего Эдо, с его увеселительными кварталами и бурными событиями после 1868 года, когда Япония открылась внешнему миру. Всего не перечислить. Остановлюсь лишь на своих "заметках дилетанта".
Миновав мост, наша группа оказалась в "царстве макетов"..
Японцы – короли макетостроения на мой взгляд, умеют это делать, что говорить? Макеты в Эдо-Токио впечатляют. И это не для "красного словца". Позднее объясню.
Безусловно, многие экспонаты музея, представленные в натуральную величину, или доступны для посещения, например – традиционный дом периода Эдо, с бытовыми деталями жизни. Или старинные картины (если очень глубоко копнуть, то с этих картин и начиналось японское аниме). В залах более позднего периода много вещей, которые принесли в музей сами жители Токио в середине 90-х годов прошлого века, когда музей открылся. В общем, экспонатов того времени, когда нынешний мегаполис был небольшой деревней, затем стал резиденцией сёгуна и в конце концов столицей Японии - хватает.
А ещё очень понравилось, что многие экспонаты можно не только потрогать и сфотографироваться, а даже настоятельно изучить своими руками.
![]() |
Так вот, возвращаясь к великолепию макетов, не для "красного словца". Посмотрите на этот замечательный старый Эдо. Улицы были просторные и прямые, а на нижних этажах домов размещались лавки ремесленников. Поражает, что все фигурки индивидуальны. И так со всеми макетами в Эдо-Токио. Детали почти не повторяются.
...Со временем Эдо стал большим городом. С городским хозяйством в большом городе всегда были проблемы: то землетрясения, то наводнения, а хуже всего- пожары, которые делали жизнь в Эдо опасной и непредсказуемой. Кстати, поджог в Эдо карался немедленной смертной казнью! Да и сейчас, в Японии, поджог – тяжкое преступление.
![]() |
Макет моста на реке Сумидагава. Мост был построен в 1648 году и долгое время был единственным в городе. Именно этот мост рисовали знаменитые художники Эдо. В 1807 году на мосту случилось большое несчастье: мост содержался за счет казны города, денег на ремонт всегда не хватало. 19 августа на реке отмечали большой праздник, и на время прохода по реке больших прогулочных судов мост перекрыли. Позднее, мост открыли для гуляющих горожан, и разгоряченная толпа, стремясь увидеть вечернее зрелище, кинулась за мост. Мост со всеми людьми рухнул прямо на праздничные суда. Погибло много людей.
![]() |
![]() |
![]() |
Музейщики даже реальное здание театра Кабуки смогли разместить внутри. Под черепичной крышей – афиши спектаклей того времени.
![]() |
Профессор Молодяков рассказывал нам историю Эдо часа 1,5. Неискушенному туристу это может показаться достаточно долго, всё-таки 90 минут исторической информации от эксперта по внутренней и внешней политике Японии.. Поэтому, иногда, находящийся в постоянном позитиве Молодяков давал нам "передышки" в виде местных баек. Например, он рассказал нам о том, что в Японии существует "кансайский стиль", в частности - езды на эскалаторе. Многим известно, что Токио и Осака, как Питер и Москва – ведут незримую борьбу за некое первенство. В Японии, жители Осаки считают себя более японцами что ли, чем жители Токио. А токийцы наоборот, держат осакцев японцами №2. И вот если в Токио едешь на эскалаторе справа, значит тебя могут принять за кансайца. В Осаке-то на эскалаторах катаются справа. В Токио-же принято стоять на лестнице слева. Почему всё это так? Кансайцы исторически - торгаши, сумку носили справа, поэтому держались к стене правой стороной. А токийцы – самураи. Меч носили слева, соответственно и держались всегда левой стороны. Как-то так вот.
![]() |
Особый интерес у нас, на мой взгляд, вызвала та часть музея, где представлены интерактивные макеты. Среди них – "макет-трансформер" собора Воскресения Христова в Токио, более известный как "Николай-До". На стене, за макетом собора, каждые 30 минут показывается карта-голограмма города, на которой высвечиваются памятные даты и места связанные с "Николай-До". Трудно написать про трансформацию макета, её надо видеть, но попробую. Как и написано выше, каждые 30 минут макет оживает: на стене высвечиваются картины, фотографии, знаковые даты и карты местности, а здание собора открывается, демонстрируя своё внутреннее убранство. Т.е. главный вход в собор опускается вниз, и взору предстаёт алтарная часть собора, иконостас, внутренние стены. Всё это сопровождается колокольным перезвоном и хоровым русским пением.
![]() |
Ну а на пятом этаже музея представлены экспонаты, начиная с конца XIXвека: модернизация города в эпоху Мэйдзи, влияние европейского мира на традиционную культуру, технические новинки, великое землетрясение Канто, Вторая мировая война и разрушительные бомбардировки авиацией США, первые достижения японской электроники конца 50-х годов и масса технических новинок того времени, первые японские легковые автомобили в оригинале, первые телевизоры, холодильники, магнитофоны (примечание: в самом начале 1960-х годов японцы мечтали обладать "тремя сокровищами" - стиральная машина, холодильник и ч/б телевизор), возрождение японской промышленности, экономический бум и становление качества Made in Japan. Социальные волнения и достижения японских инженеров в конце XX века. Посмотреть однозначно есть на что, и для кого-то эта часть музея даже будет гораздо более интересной. Со слов Молодякова, завершая осмотр музея Эдо-Токио, японцы чувствуют некий прилив патриотических чувств, а иностранные гости – уважение к современному Токио, шумящему за окном и сумевшему достойно пережить все события выпавшие на его долю.
Наша группа погрузиться в "современную часть", представленную в Эдо-Токио, уже не успевала, потому что мы спешили на следующее, не менее интересное и познавательное место нашей экскурсии с В.Молодяковым - храм Ясукуни дзиндзя и военный музей Юсюкан, где провели ещё около двух часов с профессором, историком, политологом, писателем, коллекционером, экспертом - японоведом.
Экскурсии в Токио с В. Молодяковым:
(495) 223-67-87, (495) 220-41-73