Есть в Токио музей, куда наши соотечественники заглядывают не часто. Для осмотра экспозиции требуется много сил. А вот островитян здесь много, приезжают со всех префектур Японии. В этом музее все экспонаты очень детально показывают жизнь в Токио, точнее в Эдо. Конечно, если постараться, то в столице Японии ещё можно отыскать места, которые могут охарактеризовать жизнь эдовцев несколько столетий назад. Но послушать рассказ Василия Элинарховича Молодякова о истории города с самого момента его основания в 1590 году сёгуном Токугавой Иэясу и до послевоенного восстановления, посмотреть копии многих японских раритетов выполненных в натуральную величину; собрания древних документов, карт и лезвий самурайских мечей, расписных свитков и кимоно– поверьте, это стоило того, чтобы почти прямо по прилету в Нарита отправиться сразу на встречу в токийский район Рёгоку, где и находится Музей Эдо-Токио.
Музей открылся в 1993 году в многоэтажном современном и немного по-японски футуристическом здании. Кстати, высота здания музея около 65 метров. Эта высота была соблюдена при строительстве музея не случайно. Древний замок Эдо достигал в высоту как раз столько же метров.
Встретившись на первом этаже с Василием Элинарховичем, и купив входные билеты (на групповые посещения в музее действует существенная скидка, но группа должна быть не менее 15 человек), мы поднялись на лифте на шестой этаж. Отсюда и начинается постоянная экспозиция Музея Эдо-Токио с двадцатью тематическими залами, разделённых на 2 зоны: "Эдо" и "Токио". Могу ошибаться, но на шестом этаже это "Эдо", а далее вниз, на пятом - всё, что было после.
Зона "Эдо", представлена множеством артефактов с момента образования Эдо сёгуном Токугавой Иэясу (деревянная статуя которого здесь тоже представлена, в натуральную величину), а зона "Токио" демонстрирует жизнь в период эпохи Сёва, а также нынешние дни мегаполиса - Tokyo Today.
Двери лифта открылись, и перед нами сразу раскинулась копия настоящего деревянного моста Нихонбаси в натуральную величину. Нихонбаси это один из самых главных мостов Эдо. На протяжении нескольких веков, он принимался за географический центр Японии, от которого исчислялись все расстояния в Стране восходящего солнца.
Экспозиция Эдо, естественно, составлена в строго хронологическом порядке. Особое внимание уделяется жизни нижнего города (ситамати) древнего Эдо, с его увеселительными кварталами и бурными событиями после 1868 года, когда Япония открылась внешнему миру. Всего не перечислить. Остановлюсь лишь на своих "заметках дилетанта".
Миновав мост, наша группа оказалась в "царстве макетов"..
Японцы – короли макетостроения на мой взгляд, умеют это делать, что говорить? Макеты в Эдо-Токио впечатляют. И это не для "красного словца". Позднее объясню.
Безусловно, многие экспонаты музея, представленные в натуральную величину, или доступны для посещения, например – традиционный дом периода Эдо, с бытовыми деталями жизни. Или старинные картины (если очень глубоко копнуть, то с этих картин и начиналось японское аниме). В залах более позднего периода много вещей, которые принесли в музей сами жители Токио в середине 90-х годов прошлого века, когда музей открылся. В общем, экспонатов того времени, когда нынешний мегаполис был небольшой деревней, затем стал резиденцией сёгуна и в конце концов столицей Японии - хватает.
А ещё очень понравилось, что многие экспонаты можно не только потрогать и сфотографироваться, а даже настоятельно изучить своими руками.
Так вот, возвращаясь к великолепию макетов, не для "красного словца". Посмотрите на этот замечательный старый Эдо. Улицы были просторные и прямые, а на нижних этажах домов размещались лавки ремесленников. Поражает, что все фигурки индивидуальны. И так со всеми макетами в Эдо-Токио. Детали почти не повторяются.
...Со временем Эдо стал большим городом. С городским хозяйством в большом городе всегда были проблемы: то землетрясения, то наводнения, а хуже всего- пожары, которые делали жизнь в Эдо опасной и непредсказуемой. Кстати, поджог в Эдо карался немедленной смертной казнью! Да и сейчас, в Японии, поджог – тяжкое преступление.
Макет моста на реке Сумидагава. Мост был построен в 1648 году и долгое время был единственным в городе. Именно этот мост рисовали знаменитые художники Эдо. В 1807 году на мосту случилось большое несчастье: мост содержался за счет казны города, денег на ремонт всегда не хватало. 19 августа на реке отмечали большой праздник, и на время прохода по реке больших прогулочных судов мост перекрыли. Позднее, мост открыли для гуляющих горожан, и разгоряченная толпа, стремясь увидеть вечернее зрелище, кинулась за мост. Мост со всеми людьми рухнул прямо на праздничные суда. Погибло много людей.
Музейщики даже реальное здание театра Кабуки смогли разместить внутри. Под черепичной крышей – афиши спектаклей того времени.
Профессор Молодяков рассказывал нам историю Эдо часа 1,5. Неискушенному туристу это может показаться достаточно долго, всё-таки 90 минут исторической информации от эксперта по внутренней и внешней политике Японии.. Поэтому, иногда, находящийся в постоянном позитиве Молодяков давал нам "передышки" в виде местных баек. Например, он рассказал нам о том, что в Японии существует "кансайский стиль", в частности - езды на эскалаторе. Многим известно, что Токио и Осака, как Питер и Москва – ведут незримую борьбу за некое первенство. В Японии, жители Осаки считают себя более японцами что ли, чем жители Токио. А токийцы наоборот, держат осакцев японцами №2. И вот если в Токио едешь на эскалаторе справа, значит тебя могут принять за кансайца. В Осаке-то на эскалаторах катаются справа. В Токио-же принято стоять на лестнице слева. Почему всё это так? Кансайцы исторически - торгаши, сумку носили справа, поэтому держались к стене правой стороной. А токийцы – самураи. Меч носили слева, соответственно и держались всегда левой стороны. Как-то так вот.
Особый интерес у нас, на мой взгляд, вызвала та часть музея, где представлены интерактивные макеты. Среди них – "макет-трансформер" собора Воскресения Христова в Токио, более известный как "Николай-До". На стене, за макетом собора, каждые 30 минут показывается карта-голограмма города, на которой высвечиваются памятные даты и места связанные с "Николай-До". Трудно написать про трансформацию макета, её надо видеть, но попробую. Как и написано выше, каждые 30 минут макет оживает: на стене высвечиваются картины, фотографии, знаковые даты и карты местности, а здание собора открывается, демонстрируя своё внутреннее убранство. Т.е. главный вход в собор опускается вниз, и взору предстаёт алтарная часть собора, иконостас, внутренние стены. Всё это сопровождается колокольным перезвоном и хоровым русским пением.
Ну а на пятом этаже музея представлены экспонаты, начиная с конца XIXвека: модернизация города в эпоху Мэйдзи, влияние европейского мира на традиционную культуру, технические новинки, великое землетрясение Канто, Вторая мировая война и разрушительные бомбардировки авиацией США, первые достижения японской электроники конца 50-х годов и масса технических новинок того времени, первые японские легковые автомобили в оригинале, первые телевизоры, холодильники, магнитофоны (примечание: в самом начале 1960-х годов японцы мечтали обладать "тремя сокровищами" - стиральная машина, холодильник и ч/б телевизор), возрождение японской промышленности, экономический бум и становление качества Made in Japan. Социальные волнения и достижения японских инженеров в конце XX века. Посмотреть однозначно есть на что, и для кого-то эта часть музея даже будет гораздо более интересной. Со слов Молодякова, завершая осмотр музея Эдо-Токио, японцы чувствуют некий прилив патриотических чувств, а иностранные гости – уважение к современному Токио, шумящему за окном и сумевшему достойно пережить все события выпавшие на его долю.
Наша группа погрузиться в "современную часть", представленную в Эдо-Токио, уже не успевала, потому что мы спешили на следующее, не менее интересное и познавательное место нашей экскурсии с В.Молодяковым - храм Ясукуни дзиндзя и военный музей Юсюкан, где провели ещё около двух часов с профессором, историком, политологом, писателем, коллекционером, экспертом - японоведом.
Экскурсии в Токио с В. Молодяковым:
(495) 223-67-87, (495) 220-41-73