Каждый год по ее тропам проходят около полумиллиона паломников. Идут стихийно возникшими группами и в одиночку, организованными экскурсиями и семейными парами. В определенное время года. Со стариками и детьми. Тем, кому трудно идти, заботливые торговцы предложат посох. А кому и посох уже не подмога, того подбросят на автобусе, конечно, не к самой вершине, которая находится на высоте 3776 метров над уровнем моря, но всё же до половины пути.
В древности паломники, совершая восхождение на Фудзи, облачались в белые одеяния, а склоны горы были усеяны стоптанными сандалиями. Одной пары, как правило, не хватало для девятичасового перехода. А вместо автобусов тогда были носильщики, которые в паланкине подносили немощных или очень богатых японцев почти к самой верхушке горы..
Мы привыкли, что гора - нечто дикое, неприступное, могучее и суровое. Интересно, что можно подумать о женщине, черты лица которой сравнились бы с горой? Впрочем, такое и в голову то никому не придет. А в Японии лицо красавицы могут сравнивать с Фудзи. Или, как её почтительно называют, - с Фудзи-сан. Ибо её конусообразная форма идеальна, линия склонов - совершенна, очертания горы на фоне неба - изысканны и изящны.
Потому только красавиц в Японии называют Фудзи - битай. Это означает, что внешность женщины соответствует канонам Фудзи: кожа белая, "как нежный иней на ранних склонах", черты лица пропорциональны, подобно склонам священной горы Фудзи.
На протяжении двенадцати столетий каждый художник и поэт Японии считал делом чести запечатлеть или воспеть красоту этой горы.
Однако не всякий живописец решался подступить к такой задаче. Японцы считали, что Фудзи может сводить людей с ума. Ведь она такая переменчивая!
Знаменитый художник Кацусика Хокусай был настолько пленен Белой Горой, что половину своей жизни потратил на попытки уловить и запечатлеть все оттенки её красоты. Он называл Фудзи "Фу-ни", что означает "не имеющая себе равных". Но ни написанные им "100 видов Фудзи-сан", ни "36 видов Фудзи-сан" кисти Хиросигэ так и не смогли исчерпать всего ее очарования.
И поныне за красотой Фудзиямы охотятся художники и фотографы, кинооператоры и режиссеры. Её изображение можно увидеть на бумаге, тканях, фарфоре, дереве и металле. Феномен Фудзи состоит в том, что она и только она стала предметом японской иконографии - явление для Японии уникальное. Кстати, как отметил ещё в начале прошлого века Энциклопедический словарь Эфрона и Брокгауза, на рисунках японских художников её склоны выглядят круче, чем на фотографиях, где явно видно, что они более отлоги. Может быть, японцы невольно стремяться подмолодить гору, добавляя ей изящества?
Много лет назад произошел случай, когда из-за Фудзи-сан одного кинорежиссера привлекли к судебной ответственности по статье о нарушении общественного спокойствия. Оказывается, киношники сняли фильм, в котором гора предстает не божественным символом, а просто - вулканом! По сути, это так и есть на самом деле. Однако, обычно тихие и спокойные японцы не на шутку разбушевались. Дело дошло до вмешательства полиции и судебных инстанций.
И правда, даже если у красавицы Фудзи и взрывной характер, разве бы японcкие классики средневековья смогли бы сказать о простом вулкане такие слова: " Они любили любовью вечной, как дым Фудзи..."
Зачем всё же молодые и старые, здоровые и больные, чужие и местные идут к вершине Фудзи-сан?
Япония - уникальная страна. Это страна богов. Их здесь - восемь миллионов! Странно, что не больше: ведь религия синто, которую исповедуют только японцы, обожествляет природу, причем не всю "скопом", а каждое её проявление. Поскольку для японцев Дух вездесущ, он, согдласно поверию японцев, пребывает в озерах и деревьях, горах и реках, камнях и цветах, в каждом ветре и в каждом дожде. Вот почему в домах японцев так мало мебели: чтобы сделать хотя бы даже ручку для двери, приходиться что-то или кого-то лишить его души. Самыми почитаемыми в Японии были и остаются духи ветра, дождя, земли, риса и воды.
"Синто" значит "Путь". А теперь подумайте, какие чувства должен испытывать синтоист к такому совершенному и величественному творению природы , каким является Фудзияма? Есть в ней и действительно что-то не от мира сего. Вершина горы - кратер, который своей формой напоминает восьмилепестковый цветок лотоса. "Лепестками" каменного цветка являются восемь гребней, обрамляющих жерло вулкана. В странах Востока символ лотоса имеет множество значений, в том числе является воплощением трёх этапов духовного роста человека: невежество, усилие его преодолеть и обретенное понимание. Ведь корни лотоса произрастают из донных отложений, стебель тянется через толщу воды, а цветок раскрывается на её поверхности и дышит воздухом. Три стихии, в которых существует лотос, и являют собой этапы духовного восхождения.
Свою символику имеет и количество лепестков лотоса. Восьмилепестковый олицетворяет Сердце Бытия. Не случайно, Шамбала, обитель Учителей Человечества, согласно легендам, тоже имеет форму лотоса с восемью лепестками...Потому японцы Фудзи-сан считают посредницей между мирами: земным и небесным.
Склоны Фудзиямы ниспадают с вершины под углом 45 градусов, а в северной её части расположились пять озер, в одном из которых, словно в зеркале, всегда отражается её сакральная вершина, на которой вот уже 2000 лет стоит синтоистский храм, построенный по велению императора, дабы умилостивить разбушевавшуюся было богиню огня, в честь которой и названа гора. Представьте, с той самой поры богиня пребывает в относительном спокойствии. Что для Японии, сотрясаемой то ураганами, то цунами, а то и извержениями вулканов, - редкость.
Восхождение на гору Фудзи-сан для синтоиста - ритуал, самый сокровенный и самый главный. Отдав должное духам природы, паломник получает исцеление, исправление своей судьбы и удачу.
Как ни странно, трехсотлетний лес Аокигахара, выросший на вулканической лаве у подножия Фудзи-сан, прославился как идеальное место для самоубийц. Началось это в 1960 году после публикации романа, ставшего национальным бестселлером. Вскоре по нему был снят телесериал. В книге и в фильме героиня уходит из жизни под сенью векового леса Аокигахара. С тех пор и началось: только в 2002 году почти 80 человек свели счеты с жизнью в этом лесу и ещё столько же потенциальных самоубийц удалось выявить полиции до того, как они привели собственный приговор в исполнение.
Несмотря на такой поворот дела, в Японии была напечатана книга "Полное руководство для самоубийц", в которой лес Аокигахара признан одним из самых достойных мест для перехода в иной мир. В отличии от христиан, считающих самоубийство тяжким грехом, японец в силу своей истории расценивает этот шаг как самый достойный выход из позорной ситуации.
Получается, что Фудзияма продолжает оставаться своеобразной осью жизни для японцев.
И всё же самая большая загадка - магический магнетизм горы, секрет которого - в её очевидном совершенстве.
НА ВЕРШИНУ ГОРЫ ФУДЗИ-САН ТУР