Буддийский монастырь Отовасан Каннондэра (храм Каннон на горе Отова), или просто Киёмидзудэра (храм Чистого источника), был заложен ещё в 778 году. По преданию, в тот год монаху из Нары по имени Энтин было откровение: он должен был немедленно отправиться в верховье реки Ёдогава и найти там Чистый источник. Долго ходил Энтин по чащобам, и наконец в глухом лесу у подножия горы Отова набрел на водопад, над которым висела дымка, похожая на длинное белое облако. Здесь он встретил старика-отшельника, который постигал в горной тиши истины буддийского учения. Отшельник подарил Энтину кусок дерева, освященный бодхисатвой Каннон. Монах вырезал из него скульптурное изображение бодхисатвы и установил его в поставленной им здесь же скромной хижине.
Двадцать лет спустя, по легенде, в окрестные горы вышел на охоту храбрый воин по имени Саканоуэ Тамурамаро. Он хотел добыть оленя, полагая, что кровь животного сможет облегчить роды его жены. У Чистого источника охотник повстречался с монахом. Энтин объяснил охотнику, что убивать животное – величайший грех и посвятил его в некоторые тайны учения Будды. Горько сокрушаясь о том, что он неправедно провёл свою жизнь, Тамурамаро в слезах вернулся домой и рассказал ожидавшей его жене об источнике чистой воды, о проповедях Энтина и о бессконечном милосердии бодхисатвы Каннон. Супруги стали ревностными почитателями Каннон и дали обет выстроить на месте простой хижины в её честь храм. Обет был выполнен. Официально годом основания монастыря Киёмидзу считается 798 год.
Монастырь Киёмидзу принадлежал буддийской школе Хоссо («учение о сознании»). Учение Хоссо отрицает идею возможности всеобщего спасения, за что всегда подвергалось критике со стороны других буддийских школ. Споры не всегда носили теоритический характер. На протяжении всей своей истории Киёмидзу не раз подвергался поджогам и набегам, устраиваемым монахами других школ. Особенно усердствовали в таких делах монахи из монастыря Энрякудзи.
Однако эти распри не касались мирских жителей, верующих в милосердие бодхисатвы Каннон, и Киёмидзу на горе Отовасан приобрёл популярность и в дворцовых кругах, и в народе. Упоминание о Киёмидзу, а зачастую и взволнованный рассказ о его посещении, упоминаются почти во всех литературных памятниках того времени.
В результате набегов и поджогов большинство ранних строений монастыря было уничтожено. В 1629 году по велению сёгуна Токугава Иэмицу (1604-1651) были проведены первые восстановительные работы. Именно тогда были реконструированы большинство из существующих ныне строений Киёмидзу, в том числе и единственная сохранившаяся со времён средневековья коновязь (ума тодомэ) с пятью стойлами.
Первыми на пути в монастырь стоят мощные деревянные ворота Ниомон, что переводится как «ворота со стражами». В нишах, сооруженных в опорах, слева и справа помещены четырёхметровые скульптурные изображения божеств нио (божества из индийской мифологии). Их устрашающие позы должны свидетельствовать о решимости всеми силами оборонять храм Киёмидзу.
Вверх по склону стоят западные ворота Саймон, знаменитые уникальной конструкцией многоярусного крепления крыши и статуями божеств-стражей – хоть и не таких больших, как у ворот Ниомон, но столь же выразительных. К северу от ворот Саймон находится трёхъярусная пагода. Несмотря на внушительные размеры, она легка и изящна. В алтаре пагоды установлена статуя Будды Великого солнца. К северу от пагоды – здание кёдо, монастырское хранилище буддийских сутр. Потолок в нём украшен изображением свернувшегося кольцами дракона. Далее расположено сооружение, которое, по преданию, было перенесено в Киёмидзу из Нагаока самураем Саканоуэ-но Тамурамо – тем самым, что охотился за оленем, а затем помог приобщить к учению Будды множество заблудших душ. Это Тамурадо, где хранится изваяние Энтина.
Слева, по направлению к горе Отовасан находится храм Асакурадо, названный так в честь очень щедрого жертвователя из знатного дома Асакура. Другое название Асакурадо – Зал Сутры лотоса. В его алтаре помещено изваяние Каннон. Асакурадо ещё и знаменит установленным рядом с ним большим камнем, который, согласно поверьям, обладает чудесным свойством очищать душу и проливать благодать, поскольку хранит на себе отпечаток ступней Будды Сяка. Далее справа находятся Тодорокимон (Ворота грома), которые соеденены крытой галереей с главным храмом – Хондо. Он стоит на горном склоне, круто обрывающемся в сторону Киото. Весной храм кажжется парящим в облаках цветущей сакуры, а осенью утопает в алых клёнах. Чтобы обеспечить устойчивое положение столь внушительного сооружения, со стороны склона его обнесли сложной конструкцией из деревянных свай, которую сверху покрывает деревянная площадка, образующая перед храмом своеобразную сцену. Она так и называется – бутай («сцена»). Опирающаяся на врытые в землю 139 деревянных опор бутай выступает над склоном горы на 8 метров.
С бутай открывается замечательный вид на Киото. Оттуда же виден противоположный холм, который венчает маленькая трёхъярусная пагода, обнесённая решётчатой деревянной оградой. Эта пагода сооружена в честь Коясу Каннон (Каннон, облегчающей роды) и называется Коясу-но-то. Потемневшая со временем она кажется нерукотворной.
Внутреннее пространство главного храма Хонто делится на три святилища: сокровенное (найнайдзин), в котором установлена главная святыня храма – изваяние одинадцатиликой Каннон, внутреннее (найдзин) и внешнее (гайдзин).
К многочисленным сокровищам, которые хранятся в Хондо относятся и хранящиеся здесь старинные таблички эма, на которых горожане писали свои обращения к богам с просьбами о долголетии, здоровье и процветании. Пять табличек эма из коллекции Хондо объявлены культурной ценностью и помещены в сокровищницу храма, а 15 табличек выставлены в его главном зале. Многие из них представляют собой подлинные произведения искусства, созданные лучшими художниками средневековой Японии. Самыми ценными считаются в этом собрании эма «Могучий воин Асахина меряется силой с демоном» и «Обезьяна и лошадь». Здесь хранится также уникальная эма размером 2,7м.х3,6м. На ней изображено торговое судно семейства Суминокура, на палубе которого девушка исполняет церемониальный танец под аккомпанемент ручного бубна в присутствии множества зрителей, среди которых явно выделяются несколько европейцев и африканцев. Эта эма была пожертвована Киёмидзу в 1634 году.
В том месте, где кончается обрыв под площадкой-бутай из скалы бьёт тот самый родник киёмидзу («источник чистой воды»), который и дал название всему монастырю.