Сад камней Рёандзи

Хосокава Кацумото, занимавший пост первого министра при сёгуне, была пожалована земля в живописной местности у подножия горы Дайундзан. Здесь в 1450 году он построил буддийский храм и назвал его Рёандзи – «Храм покоящегося дракона». Через тридцать лет храм был разрушен во время одной из смут, а в 1488 году сын Хосокава Кацумото занялся его восстановлением. Впоследствии Рёандзи не раз перестраивался. В 1606 году сюда был перенесён главный храм находящегося неподалёку монастыря Сангэнъин, который стал использоваться как дом настоятеля. Перед этим домом и был разбит знамениты сад камней Рёандзи.

Взору находящихся на веранде людей, сад камней Рёандзи предстаёт как прямоугольная площадка 10х30 метров, засыпанная мелкой галькой серого цвета, на которой группами в три, пять и семь штук расположены разного размера чёрные камни, окаймлённые мхом. Общее число этих камней 15. Но расположены они таким образом, чтобы один из них всегда оставался невидим, в чём содержится намёк на непознаваемость Истины.

Площадка обнесена невысокой стеной, над которой небольшим навесом выступает крыша. Пространство, как бы заключенное этой стеной в рамку, и есть сад камней, упоминаемый во всех работах о культуре и искусстве Японии и японских садах. Кто-то считает этот сад символическим изображением японских островов плывущих в безбрежном море вечности , кто-то видит в нём тигрицу с детенышами, переправляющихся вплавь, кому-то видится горный пейзаж. Есть и такие, кто воспринимают сад Рёандзи как иллюстрацию идеи сосуществования противоборствующих начал –тёмного и светлого,  мягкого и твёрдого. Учителя Дзэн считают, что любое из этих толкований правильное, равно как и то, что ни одно из них не может быть верным .

Сад Рёандзи это не только сад камней. По другую сторону стены растут гигантские вечнозелёные хвойные деревья. Их кроны попадают в поле зрения, если оторвав взор от площадки с камнями, посмотреть прямо перед собой. Густая зелень деревьев создаёт новый план, оттеняющий чистоту линий сада камней.

Сад камней – это всего лишь часть сада. Если обогнуть дом и выйти к противоположной от сада камней стороне – другая часть сада предстанет взору. Здесь с веранды можно смотреть на буйную растительность. Оба этих сада символизируют дзэнское мировосприятие, согласно которому «стать кем-то – значит перестать им быть», что означает, что каждое явление сформировавшись, переходит в свою противоположность.

В «зелёном» саду Рёандзи установлен каменный сосуд цилиндрической формы для омовения рук. С торца он по форме напоминает японскую монету с квадратным отверстием в центре (через это отверстие и черпают воду деревянными ковшиками. Вокруг квадратного отверстия высечены знаки, которые могут входить в различные иероглифы в качестве составных элементов. Если квадратное отверстие сосуда представить как элемент, присоединяющийся к этим знаком,  снизу, сверху, справа и слева, то каждый дополняется до отдельного иероглифа. Если прочитать эти иероглифы в определённом порядке, то складывается фраза « у меня столько знаний, сколько мне необходимо».

Небольшой чайный павильон за домом настоятеля носит название «Кладовая шести сокровищ» (Дзорокуан). Так называют черепаху, поскольку под панцерем она прячет голову, хвост и четыре лапы. Черепаха является символом Гэмбу – божества, охраняющего северные горы, где и находится Рёандзи.



Коллектив ООО «Фудзи Трэвел» выражает признательность и благодарность за предоставление авторского материала из книги «Киотоский альбом: история, культура, традиции» старшему научному сотруднику Института востоковедения РАН, кандидату филологических наук – Герасимовой Майе Петровне.
(с) М.П. Герасимова; (с) Институт востоковедения РАН. 2002 год.