Серебряный павильон Гинкакудзи

В 1482 году у подножия горы Цукимацуяма («гора ожидания луны») был построен двухярусный дворец Хигасиямадоно («дворец в восточных горах»), перед которым известный мастер Санъами соорудил сад с прудом в центре. Ни в одном из столичных садов не было такого большого количества деревьев и больших камней. Вокруг сада располагались 12 строений. Изысканная простота построек прекрасно гармонировала  с окружающим пейзажем. Всё вокруг, как свидетельствуют воспоминания современников, отражало вкусы и духовный мир сёгуна из дома Асикага – Ёсимаса ( 1438-1490), сформировавшийся под влиянием веры в Чистую землю Будды Амида и идей дзэн-буддизма.

Сюда приезжали поэты, художники, ценители прекрасного. Чайное действо, подбор ароматов при сжигании благовоний, составление букетов и занятия каллиграфией составляли основной смысл жизни удалившегося от дел  сёгуна. Местом встреч был павильон Тогудо- строение, похожее на жилой дом в стиле сёин дзукури. Особенно была любима сёгуном небольшая, в четыре с половиной татами комната Додзинсай («любить одинаково и друзей, и незнакомых»).

Многое из того, что сегодня в японской культуре воспринимается как традиционное, развилось здесь, в Хигасиямадоно. Существует даже выражение «культура Хигасияма». Сохранился от тех времен и культурный шедевр, известный сегодня как Серебряный павильон – Гинкакудзи.

Золотой павильон в Киото – это буддийское святилище, в котором хранятся мощи Будды. Серебряный павильон – это храм богине Каннон.

После смерти Ёсимаса здесь был создан монастырь, который, согласно завещанию, назвали посмертным именем Ёсимаса – Дзисёдзи. Официально монастырь называется Тодзан Дзисёдзи («монастырь Дзисёдзи в восточных горах»), но свою известность в Японии и за её пределами он получил как Гинкакудзи.

Как и другие монастыри в Киото, Гинкакудзи не один раз горел и разрушался, и сегодня сохранились лишь два из его зданий – храм Каннон, который и есть так называемый Серебряный павильон, и Тогудо.

Серебряный павильон – это двухъярусное сооружение под изогнутой четырёхскатной крышей. Помещение первого этажа, которое называется «Дворец сердца пустоты», напоминает внутреннюю часть жилого дома. Второй этаж – «Храм наплывающих звуков», представляет собой зал дзэн-буддийского храма, в котором хранится скульптурное изображение богини Каннон.

Верхний ярус снаружи покрыт тёмным лаком. Каково было намерение создателей этого столь изысканного в своей простоте сооружения, сегодня никто не знает. Возможно, его собирались посеребрить.

Есть предположение, что идея оставить сооружение непосеребренным родилась позже и заключалась в том, чтобы противопоставить его Золотому павильону. Ведь золото – это ян, светлое начало, а серебро – инь, тёмное. Таким образом, внешний «тёмный вид» храма и, казалось бы несоответствующее ему название «Серебряный павильон» выражают одну и ту же идею.

На эту мысль наводит и название горы, возле которой расположен Гинкакудзи – Цукимацуяма («Гора ожидания луны»). Луна тоже считалась инь. А солнце – ян.

Идея любования луной, лунным светом лежит и в так называемой Гинсядан («море серебряного песка») – раскинувшейся перед Серебряным павильоном площадке, сооруженной из серебристо-серого песка. Песчаная поверхность рассечена бороздками, которые символизируют волны на воде. Вода это инь. Песчинки, сверкающие под лунной ночью, отражают свет и «подсвечивают» храм и сад.

Возле площадки Гинсядан из такого же серебристо-серого  песка сооружен довольно большой усечённый конус – Когэцудай («помост для встречи луны»). Предполагают, что Когэцудай был сооружен в память о помосте, с которого Ёсимаса любовался луной.

 

Хижина моя

 

У подножия горы

 

"Ожидание луны" - 

 

Это тень, которую бросает

 

Луна, клонясь к западу

 

 

Стихи написанные сёгуном Ёсимаса в переводе Майи Герасимовой.

 

 


Узкая тропинка отделяет площадку Гинсядан от сада для прогулок, а не только для любования. Сад расположен вокруг пруда «Парча и зеркало». Название пруда очень точно отражает его своеобразие: отражения на зеркальной поверхности воды зелени кустарников и деревьев, растущих вокруг пруда, создают впечатление отраженной в зеркале переливающейся парчи.

Сад Гинкакудзи – не только красивая территория вокруг пруда и Серебряного павильона. Он совершенно естественно «выплёскивается» на склон горы, у подножья которой расположен. Предстающие взору огромные камни на обрыве, тонкая, светлая струя водопада и гигантские деревья – всё взаимно подчеркивает особенность друг друга:  мощь, которая таится в камнях, прозрачность воды, изысканные формы крон деревьев . Всё это вызывает чувство восхищения красотой и многообразием природы, заставляя забыть о том, что весь сад является рукотворной работой мастера того времени.

При кажущейся естественности, в саду Гинкакудзи продумано всё – от каждого камня до дерева. Сад Гинкакудзи устроен так, что с каждым шагом взору открывается  новая картина: меняются не только первый план, но и второй, и третий. Показывается из-за кустов пруд, поворачивается  другой стороной камень, наконец, чудесным образом смещаются и по-новому открываются даже самые далёкие холмы и горы.


Коллектив ООО «Фудзи Трэвел» выражает признательность и благодарность за предоставление авторского материала из книги «Киотоский альбом: история, культура, традиции» старшему научному сотруднику Института востоковедения РАН, кандидату филологических наук – Герасимовой Майе Петровне.
(с) М.П. Герасимова; (с) Институт востоковедения РАН. 2002 год.