Тосёгу и музей Никко Тосёгу

В некоторых храмах Никко в последние годы ведутся реставрационные работы. Зал Санбуцудо в Риннодзи, главный зал храма, в настоящий момент находится на глобальной реставрации, которая завершиться лишь в 2020 году. В Тосёгу ворота Ёмэймон в реставрации с 2013 года и на данный момент опутаны строительными лесами. Зал Хайдэн и ворота Нитэнмон (вторые ворота) в Таюинбё также были в реставрации. Перед посещением храмового комплекса проконсультируйтесь у менеджеров «Фудзи Трэвел» о последней информации.

 

Древний мох на каменной стене, идеально ровные ряды каменных фонарей, пунцовые ворота и взмывающие ввысь кедры – это лишь часть Никко, сокровищницы лучших творений периода Эдо (1600-1868). Рассыпанный по холмистым лесам Никко – одна из главных достопримечательностей Японии.  Религиозная история Никко уходит корнями в середину VIII века, когда буддийский монах Сёдо Сёнин (735-817) основал в этих местах отшельнический приют. Хотя Никко был священным местом для обеих религий (синтоизма и буддизма) на протяжении более тысячи лет, постепенно эти места канули в Лету. Настоящая слава пришла к Никко лишь со смертью Токугавы Иэясу в 1616 году. В своем завещании сёгун приказал возвести здесь святилище в его память, что и было сделано. Строительство закончилось в 1617 году. Впрочем, архитектура строений показалась внуку сёгуна недостаточно выразительной, и Токугава Иэмицу повелел воздвигнуть в честь деда роскошный мавзолей, который можно видеть и сегодня.

Иэмицу руководствовался соображениями не только эстетическими, но и практическими. Сёгун не хотел видеть своих соперников-лордов излишне богатыми и распорядился, чтобы даймё поставляли все необходимые материалы для постройки святилища и оплачивали работу тысяч мастеров-ремесленников. Мавзолей Тосёгу был закончен в 1634 году и по праву считается архитектурным шедевром того времени. Тосёгу вместе с более скромным мавзолеем Иэмицу – усыпальницей Тайюинбё – олицетворяет безграничную мощь и благополучие клана Токугава. Каждый год, 17 и 18 мая, на Великом празднике воссоздается зрелищная картина погребения Иэясу в Тосёгу. В этой церемонии участвуют более тысячи священников и воинов, проходящих красочной процессией по землям святилища в сопровождении конных лучников.  В первый день проходят состязания по стрельбе из лука верхом, а во второй – костюмированная инсценировка переноса останков Иэясу. На это стоит посмотреть, как и на более скромное торжество 17 октября. Правда в октябре лучников уже не будет и всё действо займет половину дня, но зато оно совпадает по времени с красочным праздником «Зажжем Никко» (16-20 октября), во время которого все основные храмовые постройки подсвечиваются ночью.

 

ТОСЁГУ и художественный музей НИККО ТОСЁГУ

 

Обрамленная деревьями аллея Омотэсандо поднимается к главному входу в Тосёгу. Путешественникам предстоит пройти через огромные каменные тории (оригинальный фрагмент постройки 1617 года), по левую сторону выситься впечатляющая красно-зеленая пятиярусная пагода, построенная в 1819 году на месте сгоревшего в 1650 году оригинала. Впереди ворота Омотэмон, вход в святилище Тосёгу, здесь продаются билеты – комбинированные или только для осмотра Тосёгу и помещения с фигуркой спящей кошки.

На территории святилища находятся Три священные кладовые (сандзинко) и Конюшня Священной лошади (синкюся). Перед ней обычно толпятся фотографы, желающие запечатлеть на память барельеф с тремя знаменитыми обезьянками – «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла», символизирующих три главных принципа буддийской секты Тэндай. Ещё выше, на главной дороге стоят, 11-метровые ворота Ёмэймон (Ворота солнечного света), покрытые позолотой и отделанные многоцветной резьбой. Панели на боковых колоннах изображают фантастические цветы и птиц. Перед воротами, посередине каменного пруда, стоят барабанная и колокольная башни, а позади них – Хондзидзо. Этот небольшой павильон – часть буддийского храма Риннодзи, наиболее интересное в нем изображение «ревущего дракона» на потолке. Если хлопнуть в ладоши, стоя прямо перед драконом, эхо возвращается к вам его рёвом.

Менее выразительная скульптура спящей кошки (нэмури нэко) перед воротами Сакаситамон. За воротами начинается древняя каменная лестница, она ведет вверх к наудивление скромной гробнице Иэясу посреди сосновой поляны – единственное место в святилище, где не бывает многолюдно.

Прямо перед воротами Ёмэймон – белые с золотом ворота Карамон, ведущие в молитвенный зал Хайдэн. Боковой вход в зал справа от ворот, здесь надо снять обувь и нельзя фотографировать. Внутри можно спуститься в Хондэн – главный зал святилища, сохранивший прекрасную оригинальную отделку. Возвратившись через ворота Ёмэймон, вы минуете Дзинъёся – строение, где хранятся микоси (миниатюрные святилища), их устанавливают на носилки и проносят во время весенних и осенних фестивалей в Тосёгу.

Но прежде чем покинуть святилище Тосёгу, посетите художественный музей Никко Тосёгу в конце храмового комплекса. Простая деревянная постройка в традиционном стиле раньше служила главной конторой святилища: в 1928 году здесь разместился музей. Скользящие двери и ширмы музея расписаны лучшими художниками Японии и составляют одну из лучших в стране коллекций этих произведений искусства.

Недалеко от музея территория Мэйдзи-но-яката – загородной виллы американского торгового представителя Хорна (начало ХХ века). Различные строения, окруженные деревьями и прекрасными садами, сегодня приспособлены под специализированные рестораны.




Аллея криптомерий

К святилищу Тосёгу в Никко ведёт знаменитая «Аллея криптомерий». Это дерево по-японски называется суги, что означает «прямое дерево». Другое название криптомерии – «Японский кедр». Аллея была засажена криптомерией более 370 лет назад крупным князем-феодалом, находившимся под особым покровительством сёгуна Иэясу. Аллея состоит из трёх дорог, которые тянутся на 37 км. и сходятся в Имаити. Посадка деревьев заняла более 20 лет. Когда-то их было высажено более 40 000, но за 370 лет более половины деревьев было уничтожено, и сегодня их осталось только 13 тысяч.

Согласно народной легенде, князь, посадивший деревья, не мог себе позволить делать богатые подношения в святилище, подобно тем, что делали другие богатые феодалы. Поэтому он предпринял менее дорогостоящую, но более трудную работу по высаживанию деревьев на территории святилища и вдоль дорог от священного моста до некоторых близлежащих  деревень. С течением времени именно его вклад стал самым памятным. 



Напишите ваш отзыв