Храм Сэнгакудзи

В городе Токио в районе Минато, рядом с железнодорожной станцией Синагава, стоит буддийский храм Сэнгакудзи. Он окружен невысокими зданиями. Возведен храм в 1612 г – в начале исторического периода Эдо и времени доминирования самураев в японской политической жизни. В то время рядом с ним находился замок Эдо, который принадлежал сёгуну (титул военных правителей Японии). Но после пожара 1641 г храм перенесли туда, где он находится сейчас. Через некоторое время при Сэнгакудзи создали школу для монахов. Он работает и сегодня.

Эта история не о храме Сэнгакудзи. Эта история о мести 47 ронинов, которые не могли уберечь от смерти своего даймё (феодальный правитель, князь).


Сеппуку даймё Асано  

В 1635-1862 гг (по современному летоисчислению) даймё согласно системе принудительных командировок санкин котай должны были год править в своем княжестве, а следующий год – служить при дворе сёгунов Токугава (город Эдо). И так поочерёдно. 

Это стоило даймё больших денег, времени и сил. В Эдо даймё нужно было построить дом для своей семьи, слуг, а в самом шествие даймё из своего княжества к дому сёгунов должны были сопровождать самураи. Их количество зависело от уровня богатства даймё. 

При правлении Токугава система санкин котай была введена с целью контроля финансовой, а также военной мощи даймё, которые могли нести угрозу военному правителю Японии.  

В 1701 г, в 14 году Гэнроку – период «великого мира» в Эдо находился Асано Такуминоками Наганори даймё княжества Ако (сегодня город префектуры Хёго). Асано должен был организовать приём посланников сёгуна Токугава Цунаёси к императору. Генроку – период расцвета японской культуры, японский Ренессанс. В это время самурайское сословие постепенно начинает отмирать из-за отсутствия военных действий. Но набирает обороты самурайская культура. 

Императорский двор в Киото с XII века выполнял только церемониальные функции. Фактическая власть была в руках военного правителя – сёгуна. 

Каждый год в первую луну нового года военный правитель отправлял к императору посланника, а в третью луну – встречная делегация выезжала в Эдо. Внутренние дипломатические связи в Японии имели сложный церемониал, который и было поручено организовать князю Асано. Чтобы всё прошло успешно, Асано нужно было проконсультироваться с сёгунским церемониймейстером Кира Кодзукэноскэ Ёсинаки. Согласно этикету Асано должен был прийти к церемониймейстеру за советом с дарами. Кира не оценил скромное подношение даймё. Он раскритиковал организацию церемониала, утаил важные моменты, которые нужно было изменить, и посоветовал даймё одеть костюм, неподобающий для торжественного события. 

В последний день перед отъездом посланников императора отношения Асано и Киры дошли до критической точки. Церемониймейстер упрекнул князя в плохой организации церемониала, что стало последней каплей в чаше терпения Асано. Князь достал меч и нанёс несколько не смертельных ударов Кире. После чего его обезоружили.  

Вступить в вооружённую борьбу в зале сёгуна было недопустимо и наказывалось смертью. В этот же день даймё был приговорен к сэппуку (самоубийству методом вспарывания живота), его клан – к роспуску, а замок Ако – должен был быть передан новому князю. 

Приговор был несправедлив. Случай с Асано был четвёртым подобным, но прежде наказанию подлежали обе стороны конфликта. Здесь всю вину возложили на даймё. Церемониймейстера помиловали, вылечили и оставили на службе. 

Сэппуку было выполнено, а тело Асано захоронено в храме Сэнгакудзи. Этот храм выбрали не случайно. Асано вместе с иными даймё делал пожертвования на воссоздание Сэнгакудзи после пожара.


На тропе войны

Управляющим замка Ако был предводитель самураев Оиси Кураноскэ Ёсио. Ему доверили бремя роспуска клана и передачи Ако новому князю. Сначала самураи Асано сопротивлялись решению сёгуна. Были энтузиасты, которые хотели защитить Ако, и которые призывали сделать сэппуку кланом, стремясь изменить решение правительства в положительную сторону. Но Оиси считал, что вернуть честь и обеспечить покой души умершего господина может только месть. Не все самураи согласились с таким решением. Изначально Оиси поддержало около 150 человек, а в результате осталось только 47 ронинов. Ронин – самурай, утративший своего господина или его благосклонность.

Месть Кире готовили в течение 1,5 года. Ронины понимали, что убийство высокопоставленного государственного чиновника – тяжкое преступление. Они были готовы к смерти в бою или казни по решению суда.

Перед тем, как приступить к мести, Оиси стремился восстановить род Асано во главе с Дайгаку –
младшим братом покойного сюзерена. Однако сколько бы прошений он не отправлял высшему правительству, положительного результата не было. Поэтому ронины поставили месть главной целью жизни.

Подготовка к мести происходила тайно. Бывшие самураи разъехались. Некоторые осели в Эдо, прикинувшись простыми горожанами. Оиси поселился в Киото, где на публику начал много пить алкоголя и вести развратный образ жизни. Все действия ронинов были продуманные и преднамеренные. На тот момент главной задачей было дезориентировать противников, подозревавших о мести ронинов Асано и следивших за ними.

В действительности Оиси и остальные ронины регулярно обменивались информацией и вели серьёзную подготовку мести, собираясь на тайных собраниях.

Через 1,5 года после смерти князя Асано, в 1702 году ронины во главе с Оиси собрались в Эдо, чтобы следить за Кирой и выбрать наиболее подходящий момент для мести. Один из бывших самураев женился на дочери строительного подрядчика и получил детальный план дома церемониймейстера. Кроме того, была оставлена памятка на случай штурма и при отходе.


Месть ронинов

Решающий день настал.

Ночью 14 числа двенадцатой луны 1702 года бывшие самураи собрались в трёх условленных местах, откуда вместе выдвинулись к дому церемониймейстера. Чтобы оставаться незамеченными с оружием, лестницами и иными необходимыми вещами, на их одежде были специальные знаки пожарной охраны. Пожарным разрешалось ходить с оружием и прочим инвентарём, которым простым людям нельзя было свободно носить.

Ронины были разделены на 2 отряда. Одним командовал Оиси, вторым – его сын. Атака дома Киры выполнялась с главных и задних ворот. Избавившись от стражи и проникнув на территорию дома церемониймейстера, бывшие самураи громко объявили, кто они такие и зачем пришли. Слухи о мести ронинов в Эдо уже ходили. Поэтому даймё, которые жили около дома Киры, ожидали нападения. Кроме того, к этому моменту общественность положительно смотрела на действия ронинов, и никто из соседей церемониймейстера не чинил сопротивления. Единственное, что они сделали, – позаботились о своей безопасности.

Ликвидировав охрану Киры и сохранив свой состав, ронины начали искать обидчика. В доме его не было, но постель была тёплой. Церемониймейстер был недалеко. В угольном амбаре. Его узнали по шраму на плече от меча Асано. Оиси взмахнул мечом, и голова Киры упала с плеч. Её подняли и завернули в рукав церемониймейстера. Выстроившись в ряды ронины начали шествие к
к храму Сэнгакудзи, дорого к которому была более 10 км. По дороге от клана откололся Тэрасака Китиэмон. Он не был предателем. Такой шаг был специально придуман Оиси, чтобы сохранить очевидца событий. Через некоторое время Тэрасака признался в своей вине и был помилован. Он прожил ещё долго и написал мемуары, благодаря которым мы с вами знаем эту историю.

Добравшись до храма Сэнгакудзи, Оиси возложил голову Киры на могилу даймё Асано. Так была подтверждена верность своему господину и соблюден кодекс чести самураев.


Почти 2 месяца совет из высших чинов рассматривал дело ронинов Ако. Согласно приговору они поступили двояко. Отомстив за Асано, они не утратили самурайской чести. Однако пошли против законов, нарушив мир и порядок, а также создав тайное сообщество, что считалось тяжким преступлением. Вердикт выносил сёгун. Токугава Цунаёси долго думал, и пришёл к решению, что ради поддержания государственного порядка ронинов нужно наказать. Но уважая их преданность, Токугава заменил обычную казнь на сэппуку, что считается почётным способом самурая свести счёты с жизнью.

Четвертого числа второй луны 1703 года 46 ронинов сделали сэппуку. Их похоронили в храме Сэнгакудзи около с могилы даймё.



Напишите ваш отзыв