Район Уэно в Токио

Большинство японцев посещают район Уэно из-за его парка (Уэно коэн), одного из самых больших в Токио. В нем находится знаменитый Токийский национальный музей, здесь же и руины многочисленных храмовых комплексов, когда-то располагавшихся на вершине холма. А торопящиеся на работу токийцы вряд ли обратят внимание на памятник возле станци Уэно, на котором выгравированы слова песни :"С ностальгией смотрю на поезд, от которого так веет родными местами". Эту когда-то очень популярную в Японии песню "Вот и станция Уэно", передающую чувства людей, приезжавших в Токио устраиваться на работу, уже давно не поют в караоке. В деревенской семье старший сын наследовал хозяйство, а остальные дети сразу после окончания школы отправлялись в крупные города для работы на заводах. Специальный ночной поезд для едущих на заработки в Токио был запущен из Аомори в Уэно 5 апреля 1954 года и возил наемных работников в город в течении 21 года. Чаще всего ехали работать в Токио и высаживались на платформе станции Уэно. Устраивались в основном производственными рабочими, и почти всегда - на мелкие и средние предприятия, где не существовало профсоюзов. Условия найма и труда были не самые лучшие, и многие бросали такую работу. Оценивать эту систему можно по-разному, но несомненно одно: обилие дешевой рабочей силы помогло обеспечить Японии быстрый экономический рост. В 2010 году Япония первый раз за 42 года уступила Китаю второе место в мире по ВВП. Но, пытаясь повысить конкурентоспособность за счет сокращения издержек, как и раньше, японские предприятия ищут дешевую рабочую силу. Поэтому они переносят свои производства в Китай, Индию, Вьетнам, Малайзию и прочие страны, а капиталовложения в оборудование внутри страны давно уже перестали быстро расти.


Зоопарк Уэно
Зоопарк Уэно

В парке Уэно, в пяти минутах ходьбы от станции Уэно находится вход в зоопарк.  Это старейший зоопарк Японии, он был открыт в марте 1882 года. Зоопарк Уэно находился в ведении управления строительством Токийской администрации, а с апреля 2006 года был передан под контроль Ассоциации зопарков Токио. Эта ассоциация также управляет зоопарком Тама, океанариумом Касай Ринкай и парком Инокасира. Территория зоопарка Уэно разделена на западную и восточную части, которые соединены между собой  городским монорельсом.

В зоопарке Уэно собрано свыше 500 представителей животного мира, в том числе таких редких животных, как равнинная горилла или суматранский тигр. По количеству собранных видов - это первый зоопарк в Японии. Он был известен содержащимися в нем пандами, но после того как 30 апреля 2008 года последняя оставшаяся панда "Ринрин" погибла, посещаемость зоопарка резко упала с 3,5 млн. человек в год до 2,9 млн. В результате, губернатор Токио объявил, что планируется позаимствовать в Китае нескольких панд, что в итоге и состоялось в 2011 году. После землетрясения в марте 2011 года зоопарк ненадолго закрыли, но с 1 апреля он снова открылся для посетителей и вновь появившиеся две панды, самец "Рири" и самка "Синсин", начали радовать посетителей.

Последние 20 лет в зоопарке Уэно прилагали все усилия для того, чтобы приблизить условия содержания животных к их естественной среде обитания. В зоопарке действует система патронажа. Желающие стать патроном оплачивают первый взнос в 10 тыс.йен. В зависимости от количества внесенных взносов, участник получает определенное количество входных билетов или пропуск в зоопарк на год. На собранные таким образом деньги животным приобретают корм и улучшают их условия пребывания в зоопарке.


Парк Уэно
Парк Уэно

Если посмотреть на Уэно с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что парк можно разделить на 2 части: низменность и возвышенность. Возвышенность ещё со времен эпохи Эдо известна как одно из лучших мест для любования сакурой, и сейчас во время цветения сакуры здесь бывает много народу. А южнее в низине находится пруд Синобадзу, поверхность которого летом покрывается зелеными листьями и розовыми цветами лотосов. Зимой сюда прилетают дикие утки и другие водяные птицы, и все это племя пернатых шумит и крякает на сотни голосов.

Считается, что в глубокой древности на месте нынешнего пруда Синобадзу была бухта Токийского залива, но береговая линия понемногу отступала, и за несколько веков до нашей эры здесь образовался пруд. Первый настоятель храма Канъэйдзи создал посередине пруда остров и установил на нем храм Бэнтэн-до. В 1672 году с восточной стороны к острову был пристроен мост, благодаря чему до острова можно было добраться пешком. До начала эпохи Мэйдзи здесь протекала река Аидзомэ-гава, но при строительстве ипподрома ее русло было засыпано, и пруд приобрел свои нынешние очертания. В 1907 году во время Токийской промышленной выставки с западной стороны острова был построен ещё один мост - Кангэцу-кё. Сейчас управление строительством Токио установило здесь очистительные устройства и следит за качеством воды.

Парк Уэно расположен на окраине плато Мусасино, его общая площадь - около 530 тыс. кв. метров. В эпоху Эдо третий сёгун Токугава Иэмицу построил на этой территории храм Канъэйдзи. Тэнкай, первый настоятель этого храма, пользовался особым доверием Иэмицу, и, как и храм Дзодзёдзи в Сиба, храм Канъэйдзи был настолько влиятелен, что на его территории были захоронены члены семьи Токугава. Однако процветание храма длилось не долго. Во время битвы при Уэно главное здание храма сгорело, и все кругом превратилось в пепелище. После наступления новой эпохи предлагались разные проекты благоустройства этого района, на возвышенности Уэно предполагали построить медицинское училище и больницу, но голландский медик Бодуин, приехавший в 1870 году осмотреть эту территорию, предложил японскому правительству устроить здесь парк, в результате чего в 1873 году на этой территории был создан первый в Японии городской парк. Сегодня от храмового комплекса Канъэйдзи сохранились чудом избежавшие огня Пятиярусная пагода, павильон Киёмидзу Каннон-до и храм Тосёгу.


Бронзовая статуя Сайго Такамори в парке Уэно
Бронзовая статуя Сайго Такамори в парке Уэно

Если войти в парк Уэно не через главный вход со стороны станции Уэно, а через вход "Синобадзу", и подняться по каменным ступеням, то можно увидеть бронзовую статую Сайго Такамори. Её автор - Такамура Коун. Этот памятник был воздвигнут в 1899 году, на 21 годовщину смерти Сайго. Если посмотреть на эту статую издалека, может показаться, что в ней не выдержаны пропорции: слишком большая голова. Но дело в том, что расчет скульптора был сделан на людей, стоящих у основания статуи: тогда все встает на свои места.

Говорят, что приглашенная на церемонию открытия памятника супруга Сайго, Итоко, произнесла что-то вроде : "Мой муж был не таким! Он не разгуливал в юката!"

Маршал Оояма Ивао поручил скульптору изобразить Сайго в простой одежде, как во время охоты на зайцев, желая подчеркнуть безыскусность национального героя. Эта идея родилась у Оояма, когда он увидел бронзовую статую итальянского героя-полководца Джузеппе Гарибальди, где тот запечатлен в рубахе, без парадного кителя. В то же время есть предположение, что хотя Сайго и вернул себе доброе имя как политик, Оояма опасался, что военная форма правительственной армии может вызвать много ненужных толков, так как в конце своей жизни Сайго возглавлял восставшие войска. В Кагосиме, неподалеку от городского музея изящных искусств, есть ещё одна статуя Сайго, созданная его земляком скульптором Андо Тэру. На ней Сайго облачен в генеральский мундир. Имя Сайго неразрывно связано с Реставрацией Мэйдзи. Реставрацией Мэйдзи называют движение по свержению сёгуната, переход к личному правлению императора и ряд связанных с этим реформ, проведенных правительством Мэйдзи. При посредничестве Сакамото Рёма, Сайго как представитель княжества Сацума, заключил союз с княжеством Тёсю с целью свержения сёгуната. Сайго готовился вести объединенную армию княжеств Сацума и Тёсю в генеральное наступление на замок Эдо, но в результате переговоров с Кацу Кайсю, приняв условия капитуляции правительства сёгуната, отменил наступление, и Сайго без боя вошёл в замок Эдо.

В 1871 году он занял должность государственного советника в новом правительстве. После этого он совмещал обязаности генерала сухопутных войск и командира гвардейской дивизии. Но когда в 1873 году была введена всеобщая воинская обязанность, и был издан приказ о запрете ношения мечей, стало ясно, что правительство слишком поторопилось с новыми реформами, что усилило недовольство класса "сидзоку" (нетитулованной аристократии низших слоев самурайства). Всё больше людей стало говорить о том, что исправить положение может поход в Корею (план правительства при помощи оружия заставить Корейское правительство открыть страну). Когда в правительстве возникли трения по этому поводу, Сайго подал в отставку. Некоторые полагают, что он также был сторонником этой политики, но есть и противоположные мнения. После этого Сайго вернулся в свой родной город Кагосима, где он создал частную школу и посвятил себя образованию. Борьба нетитулованной аристократии "сидзоку" продолжалась, и в 1877 году во время Сацумского восстания на юго-западе острова Кюсю Сайго возглавил войска повстанцев. Но выступление завершилось победой правительственных сил, и Сайго покончил жизнь самоубийством на холме Сирояма.


Токийский национальный музей
Токийский национальный музей

Если времени в Токио хватает на посещение только одного музея – выбирайте Токийский национальный музей.  Крупнейшая в мире коллекция японского искусства включает антиквариат, старинные гончарные изделия, скульптуры религиозной тематики, укиё-э («мир ускользающей красоты и наслождения»-оттиски на деревянных дощечках), самурайские мечи и доспехи, изысканные кимоно и многое другое. Каждые пять месяцев экспозиция обновляется (всего около 90 тыс. экспонатов). Здесь постоянно проходят выставки, вызывающие интерес не только у японцев, но и приезжих туристов. Новые галерею музея имеют достаточно современный облик, но в целом этот музей тяготеет к старомодному строгому стилю, без каких-либо излишеств.

Музей размещен в нескольких зданиях, главное из которых Хонкан («Главная галерея»), построенный в имперском стиле, где смешаны западные и японские архитектурные стили. В цокольном этаже Хонкана – очень хороший сувенирный магазин с большим количеством книг по искусству Японии на английском языке.. Залы Хонкана отданы японскому искусству, начиная с периода Дзёмон (400-300 гг. до н.э.) и до живописи начала XVII века из южных княжеств Японии.

Хэйсэйкан («Зал Хэйсэй»), открытый в 1993 году в честь бракосочетания наследного принца Нарухито, размещает галерею японской археологии, а также специальные выставки. Хотя Хэйсэйкан и занимает часть той же территории что и Хонкан, современное оформление экспозиции и яркое освещение придают новую жизнь экспонатам. Наиболее интересны здесь гончарные изделия периода Дзёмон (дзёмонские горшки) и собрание керамики Суэ, изготовленной по технологии, заимствованной в Корее в V веке. Здесь же и пучеглазые глинянные статуэтки (догу) периода Дзёмон и погребальные ханивы IV-VI веков – эти терракотовые изображения домов, животных, воинов и т.д. размещались вокруг могильных холмов, оберегая вечный покой похороненных здесь людей.

Позади зала Хёкэйкан («Зал Хёкэй») с медным куполом, построенным в 1908 году и очень напоминающий парижские музеи, скрывается Хорюдзи Хомоцукан. Эта галерея построена в 1964 году и хранит сокровища тысячелетней давности: мебель, изделия из металла, скульптуры, маски и ткани, свитки, пожертвованные за несколько столетий храму Хюрюдзи в Наре. Большое впечатление на посетителей производят 48 позолоченных бронзовых Будд в самых разных позах, каждый из этих Будд является как бы островком света в чернильной темноте зала. Здесь можно посмотреть и китайскую цитру VIII века, и чернильницу, по утверждениям самого принца Сётоку.

Тоёкан (Галерея восточноазиатского искусства и древностей, вновь открывшаяся в 2013 году) – завершает комплекс выставочных залов Токийского национального музея. Восхитительная коллекция восточных древностей, в которой индийские ткани соседствуют с египетскими мумиями и прекрасной коллекцией бронзовых будд из Юго-Восточной Азии. Очень интересны экспонаты из Кореи и Китая, по которым ясно прослеживаются параллели развития искусства этих стран и Японии. Здесь очень много пояснений на английском языке.

Величественные Куромон (Чёрные ворота) были перемещены сюда  из поместья феодала эпохи Эдо. При Токийском национальном музее есть сад (за Хонканом) с пятью старинными чайными домиками, который открывается для публики только на несколько недель весной и осенью.



Национальный музей западного искусства в Уэно

 

В парке Уэно каждый найдет для себя что-то новое и интересное. Первое, что вы увидите, когда выйдите на станции JR Уэно в сторону парка, - концертный зал "Токио Бунка кайкан". Справа от него - здание Национального музея западного искусства, построенное в стиле модерн.  Это единственное в Японии здание, спроектированное архитектором Ле Корбюзье.  Кроме самого здания внимание привлекают установленные у входа в музей произведения искусства французского скульптора Огюста Родена. Здесь можно осмотреть такие скульптуры как "Врата ада", "Мыслитель", "Граждане Кале". Основу собрания этого музея составляет так называемая "коллекция Мацуката" - произведения искусства, приобретенные во Франции Мацуката Кодзиро, первым главой довоенной судостроительной  компании Кавасаки (сейчас Kawasaki Heavy Industries LTD), поэтому главным образом здесь представлено французское искусство XIX-XX веков. Так в этом музее собрана хорошая коллекция великого мастера импрессионизма Клода Моне. В настоящее время фонд музея насчитывает более 4000 экспонатов, знакомящих нас с развитием западного искусства в период от позднего Средневековья до начала прошлого века. Причем постоянная экспозиция включает порядка двухсот картин и скульптур. Кроме того, здесь очень часто устраиваются тематические выставки, и в выходные дни с раннего утра здесь уже много ценителей прекрасного. В 1966 году здесь проходила выставка самыхз известных картин государственных музеев СССР (Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русского музея, Третьяковской галереи и Эрмитажа), а в 1999 году - выставка произведений Итальянского Возрождения из Эрмитажа. 


Национальный музей природы и науки

 

Кирпичное здание и сбоку от него - модель огромного кита. Это национальный музей науки. Здание было построено в 1877 году. Это один из самых старых музеев в Японии и единственный в стране политехнический музей. Он является одним из крупнейших в мире научных центров, занимающихся исследованием истории природы и развития науки и технологий. Музей обладает ценнейшей коллекцией, которая включает около 3 млн. экспонатов. Здесь выставлены не только самые разные материалы, но и проводится исследовательская и методическая деятельность. В музее имеется "Глобальная галерея", посвященная окружающей среде Земли и истории науки, а также - "Японская галерея", рассказывающая о природе Японского архипелага, о том, как формировалась японская нация и как складывались отношения японцев с природой.


Токийский городской музей изящных искусств

 

Этот музей был изначально создан в 1926 году, но из-за того, что здание устарело, оно было перестроено, и в 1975 году музей вновь открыл свои двери для посетителей уже в новом здании.  Когда в 1995 году открылся Токийский музей современного искусства, большая часть принадлежащих музею картин и письменных материалов была передана этому только созданному музею. Поэтому здание Токийского городского музея изящных искусств начали сдавать в аренду разным организациям, совместно со СМИ здесь стали организовываться выставки, культурные мероприятия и деятельность музея в этом направлении, хранение экспонатов. В 2010-2012 гг. в музее проходил обширный ремонт. 


Художественный музей Уэно мори (The Ueno Royal Museum)
Художественный музей Уэно мори (The Ueno Royal Museum)

Если выйти из станции Уэно в торону парка, с левой стороны будет расположен Художественный музей Уэно мори. В нем часто устраиваются выставки современного японского искусства и каллиграфии. Ранее здесь располагался выставочный центр Японской ассоциации изящных искусств, а в апреле 1972 года он был преобразован в Художественный музей Уэно мори. Среди проектов музея - выставка оригинальных произведений-призеров художественного конкурса, организуемого музеем с 1983 года, а также выставка работ-победителей конкурса молодых талантов VOCA, который проходит с 1994 года ежегодно.


Музей Ситамати
Музей Ситамати

Этот уникальный музей был построен на берегу пруда Синобадзу в 1980 году в ответ на просьбы людей запечатлеть на долгое время культуру старого доброго Ситамати (Ситамати - букв. - "нижний город", так назывался торгово-ремесленный квартал старого Токио). В музее воспроизведена улочка Токийского квартала Ситамати эпохи Тайсё (1912-1926 гг.), сохранившая дух старого Эдо, а также представлены предметы быта, которые в действительности использовались коренными жителями Токио. А чтобы проникнуться атмосферой Ситамати, снимите обувь и зайдите внутрь старого многоквартирного дома или старинную лавку со сладостями. Здесь можно взять и буклет на английском языке, подробно рассказывающий о постройках в музее Ситамати. 


Бывшая усадьбы семьи Ивасаки
Бывшая усадьбы семьи Ивасаки

В 1896 году Ивасаки Хисая, третий глава концерна Мицубиси, построил для постоянного проживания своей семьи усадьбу. Сейчас эта усадьба используется как муниципальный парк. Здесь жители Токио могут посмотреть на деревья и цветы и оторваться от повседневной суеты на лоне природы. История этой усадьбы связана с целым рядом событий. В 1945 году в условиях роспуска концерна Мицубиси, она была конфискована оккупационными властями, а в 1947 году стала собственностью Японии. И, наконец, в 2001 году усадьба перешла в распоряжение администрации Токио. Дом в европейском стиле, бильярдная, а также часть дома в японском стиле сохранились до наших дней в своем первозданном виде.

Дом в европейском стиле

Это двухэтажный деревянный дом с шиферной кровлей и наружной отделкой стен из досок, сочлененных внахлест. Он был построен по проекту английского архитектора Джошуа Кондера. На 1-м этаже колоннада тосканского ордена, а на втором - декоративные элементы, выполненные в якобинском стиле архитектуры Великобритании XVII века. Но архитектор стремился сочетать разные стили архитектуры. Так, для веранд с южной стороны дома был выбран колониальный стиль, а в оформлении потолка, на половых плитках и в отдельных деталях камина гостинной использовались орнаменты в исламском стиле.

В то же время этот особняк своим внешним видом напоминает загородный дом в штате Пенсильвания, где Ивасаки Хисая жил в молодости во времена своей стажировки. Солярий с восточной стороны был пристроен к дому в 1910 году. В центре дома расположен лестничный холл, и вокруг него на первом этаже  находятся рабочий кабинет Хисая, большая столовая и гостиная. На втором этаже находятся общий зал и комнаты для гостей. Стены комнат второго этажа отделаны высококачественными обоями ручной работы, которые к сегодняшнему дню уже были восстановлены.

Дом в японском стиле

Дом был оформлен в "кабинетном" стиле. Так называют традиционный японский стиль оформления жилых помещений, часто использованный в комнатах самураев. Особенностью этого стиля является наличие в комнате ниши-алькова в стене, называемой "токонома", параллельных полок "тигай-дана" и окна с бумажными ставнями "сёдзи-мадо". В усадьбах эпохи Мэйдзи (1868-1911 гг.) часто одновременно строили 2 дома - в европейском и японском стилях. Дом в японском стиле использовался как жилое пространство, а в европейском доме - принимали гостей. В семье Ивасаки была принята подобная практика: они жили в доме в японском стиле.

Бильярдная

Отдельно стоящая бильярдная была также построена по проекту Джошуа Кондера. Она оформлена в духе швейцарской хижины, что было редкостью для Японии того времени. Бильярдная соединена с домом в европейском стиле подземным проходом.

Сад

Земля под эту усадьбу была куплена в 1878 году Ивасаки Ятаро, основателем концерна Мицубиси, у князя Макино Сукэсигэ. Тогда на этой территории был пруд. При подготовке к строительству усадьбы Ивасаки пруд был засыпан, и там был разбит просторный сад с газоном в подражании европейским садам, где были размещены элементы традиционного японского сада - каменные фонари, камни, искуственные холмы. Таким образом в оформлении сады были смешаны японский и европейский стили. В настоящее время сад стал гораздо меньше по площади в связи с отведением некоторых земельных участков под другие цели. Тем не менее сохранившиеся каменные фонари "юкими-гата" и остатки каменных плит в саду напоминают о былых днях. Основные виды растений представлены листопадными и вечнозелеными деревьями, а также пальмами: гинкго, клен, китайская веерная пальма и сакура.


Токийское кладбище Янака-рэйен

 

Янака-рэйен одно из крупнейших кладбищ в Токио, место последнего пристанища более 7000 токийцев, многие из которых были широко известны в свое время, например самая известная из современных японских женщин-авторов Хигути Итиё ( её портрет можно видеть на денежных купюрах Японии номиналом 5000 йен). Здесь же и могила Ёсинобу Токугавы.


Музей Асакура Тёсо

 

Скульптор Асакура Фумио (творческий псевдоним Тёсо, 1883-1964) сам разработал свой причудливый дом и мастерскую. Сегодня в этом музее выставлен ряд знаковых реалистических работ художника, в основном с изображениями людей и котов. После ремонта осенью 2013 года музей вновь открыт для посетителей. 


Баня SCAI

 

Художественная галерея Баня SCAI  это бывшая городская баня с более чем двухсотлетней историей, сегодня превратившаяся в новомодное выставочное пространство. В аскетически сводчатом помещении SCAI выставляются как иностранные художники, так и японские.


Авторы : Масу Фудзио и Мураяма Ацуко